6 | LOSEV-LIBRARY.RU

Людвиг Андреас Фейербах

Высказывания. Страница 6.

Стр.: [1], [2], [3], [4], [5], 6, [7]

Даже к хорошему и здоровому человек сначала должен приучить себя. Даже самое хорошее вино неприятно, если не привыкли к вину вообще или привыкли только к плохому вину.

Боль, «ощущение» вообще есть не что иное, как громкий, очень понятный протест против различения и разделения души и тела.

Вероятно, на других планетах нашей Солнечной системы есть мыслящие существа помимо человека.

Мы живем в природе, с природой, на счет природы, — так неужели мы

произошли не от нее? Какое бы было противоречие!

В пространстве часть меньше целого; наоборот, во времени, — во всяком случае, субъективно, — больше; ведь здесь реальна только часть, а целое является лишь объектом воображения, реальная секунда представляет для нас больший промежуток времени и длится дольше, чем воображаемое десятилетие.

В наших собственных ошибках мы наименее компетентные судьи; поэтому от угрызений совести в связи с ошибками, нами допущенными, мы освобождаемся только тем, что признаемся в них своим друзьям. А им кажется комаром то, что нас давит с тяжестью слона.

Лучше доверять себе слишком мало, чем слишком много.

Оставь меня в покое! Я до тех пор нечто, покуда я - ничто.

Откуда же взялся человек? Сначала спроси, что такое человек? Если ты выяснил его сущность, то тебе ясно и его происхождение. Вопрос что? — ставит взрослый, вопрос — откуда?— ребенок.

Заповедь — «ты должен быть счастливым!» — нелепа. Но разве не таков отсвет известнейших к нам требований — «ты должен быть моральным», «ты должен быть добродетельным»?! Это в основе своей гибельное, общественно вредное представление, что будто бы мораль зависит только от воли. Это не что иное, как старая вера в чудеса, перенесенная только в область морального, в человеческую волю. В такой же степени, как счастье зависит не только от меня одного, хотя оно и выпадает мне на долю не без моего участия и самодеятельности, в такой же степени и моральность зависит не только от моей произвольной деятельности, но также и от внешних благ, от природы, от тела. Нет счастья без добродетели: вы правы, вы — моралисты, я соглашаюсь с вами от всего сердца, я уже признал это за вами! Но заметьте: нет также добродетели без счастья, и тем самым мораль попадает в область частной и национальной экономии. Там, где не даны условия для счастья, там не хватает условий и для добродетели. Добродетель так же, как и тело, нуждается в питании, в одежде, в свете, в воздухе, в жилище. Там, где люди скучены друг с другом, как, например, на английских фабриках и в рабочих жилищах, если только можно назвать жилищами свиные стойла, где людям недостает в достаточном количестве даже кислорода воздуха (сравни по этому поводу труд К. Маркса «Капитал», по меньшей мере богатый бесспорными фактами интереснейшего, но вместе с тем и ужасного рода), — там для морали совсем не оставлено места.

Чем меньше имеешь извне, тем больше ищешь своего счастья в умственной деятельности.

Спиноза говорил: Nos eatenus tantummodo agimus, quatenus intelligimus [Мы действуем постольку, поскольку мыслим], и не только его жизнь, но и жизнь всех мыслителей подтверждает истинность этого суждения. Лейбниц сказал как-то: Nous sommes fails pour penser [Мы созданы для того, чтобы мыслить].

Когда ставят вопрос о мире: а не есть ли он только мое представление и ощущение? (естественно, сомневаясь в факте его внешнего — по отношению к субъекту — существования), то я могу лишь вот чем поинтересоваться (и думаю, что этого более чем достаточно, чтобы всё правильно стало на свое место): «Господа, или правы вы,

или кошка, которая почему-то впивается своими острыми когтями в мышь, а не в собственные глаза?»

Человек человеку Бог — таково высшее практическое основание, таков и поворотный пункт всемирной истории.

Истинная диалектика не есть монолог одинокого мыслителя с самим собой, это диалог между Я и Ты.

Где нет любви, там нет и истины.

Стр.: [1], [2], [3], [4], [5], 6, [7]







'







osd.ru




Instagram