философские взгляды | LOSEV-LIBRARY.RU

Людвиг Андреас Фейербах

Философские взгляды Л. А. Фейербаха. Страница 1.

Стр.: 1, [2]

Важной вехой интеллектуальной биографии Фейербаха был разрыв с учением его наставника — Гегеля. В 1839 Фейербахом была написана работа "К критике гегелевской философии", за ней последовали: "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842) и "Основные положения философии будущего" (1843), в которых Фейербах критикует гегельянство в основном с материалистических позиций, резко выступая против тезиса о тождестве бытия и мышления.

Мир рассматривался Фейербахом как органическая целостность, в центре которой - человек. Человек трактуется Фейербахом как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию.

Фейербах считал философию наукой о естественно понятой действительности в ее истине и тотальности.

Истина, действительность, чувственность - тождественны. Физическое и психическое образуют в человеке динамическую целостность, которая может быть разложена только в абстракции. Антропология есть также теология как продукт человеческого духа.

Преодолевая гегелевскую философию религии и опираясь на антирелигиозные тенденции философской мысли материалистов 17 и 18 вв., критика религии у Фейербаха все более перерастала в критику филос. идеализма, завершившуюся переходом Фейербаха в лагерь философов материализма (1839). Убедившись в кровном родстве идеализма и религии, Фейербах порвал с идеализмом, вступив в единоборство с наиболее совершенной его формой - с немецким классическим идеализмом и вершиной его - философией Гегеля.

Начиная с работы «К критике гегелевской философии» («Zur Kritik der Hegelschen Philosophies, 1839) мы находим у Фейербаха отчетливое понимание противоположности идеализма и материализма и основного вопроса, их размежевывающего: как мышление относится к бытию, как логика относится к природе. Основной порок идеализма -отождествление бытия и мышления. «...Мысленное бытие не есть действительное бытие ... Образ этого бытия вне мышления - материя, субстрат реальности» (там же. Т. 1. - М., 1955. - С. 175, 176).

Для обретения истины необходимо перевернуть спекулятивную философию: «Гегель ставит человека на голову, я-— на его, покоящиеся на геологии, ноги» (Grun К... Feuerbach in seinem Briefwechsel und Nachlass. Bd 2. - Lpz., 1874. - S. 310).

В основе всей философии Фейербаха лежит принцип: «...Бытие - субъект, мышление - предикат» (Избр. филос. произв., т. 1, с. 128).

В теории познания Фейербах продолжал линию материалистического сенсуализма. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, Фейербах подчеркивал взаимную связь созерцания и мышления в процессе познания (см. там же. - С. 127), требовал «видящего мышления» и «мыслящего видения» (см. К. Grun, Feuerbach ... Bd 2. - S. 306).

Ставя психофизическую проблему, Фейербах сознает относительность противоположности бытия и мышления, их единство на человеческом уровне.

«Я и Ты, субъект и объект, отличные и всё же неразрывно связанные, — вот истинный принцип мышления и жизни...» (Избранные философские произведения. Т. 1. - С. 575).

Человек есть материальный объект и одновременно субъект. С этой позиции Фейербах отвергал вульгарный материализм и его сведение мышления к бытию, непонимание им специфической формы бытия - мыслящей материи. Поскольку название «материализм» отождествлялось с его вульгарной формой, Фейербах предпочитал не называть себя «материалистом», что дало повод некоторым исследователям его учения отрицать его принадлежность к материалистич. лагерю, выдавая его за «натуралиста» или «чистого сенсуалиста» (Штарке, Равндович, Аврон и др.). В действительности же Фейербах не раз заявлял, что материализм - не «уродливое порождение нового времени», каким его считают «ограниченные школьные философы», воображающие, будто они «убили» его, а «... так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух...» (Grun К., Feuerbach... Bd 2. - S. 96).

Стр.: 1, [2]







'







osd.ru




Instagram