Основные труды Л. А. Фейербаха:
«Мысли о смерти и бессмертии, по рукописям одного мыслителя с приложением богословско-сатирических эпиграмм» (1830):
Этот анонимный труд в виде небольшой книжки - первое печатное выступление Фейербаха.);
«История новой философии от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы» (1833):
А. И. Герцен, русский мыслитель, талантливейший писатель, вообще передовой человек, со своим местом и ролью в мировой науке и социальной истории, в 1844 г. работал над произведением о натурфилософии, которое впоследствии, опубликованное в «Отечественных записках», получит название «Письма об изучении природы». Так вот, 4 июля в тот год он помечает в «Дневнике»:
«Сейчас по ходу дела прочитал, или лучше, пробежал Шиллера историю натурфилософии от Бэкона до Лейбница; скучная книга... Какая необъятная разница с фейербаховской «Историей...»!» ;
«Абеляр и Элоиза. Писатель и человек» (1834):
Один из тех, кому Фейербах послал экземпляр своей книги, выразил недоумение по поводу ее заглавия: ведь в книге ничего не говорится о французском философе Пьере Абеляре и его подруге Элоизе?
Но, похоже, этот человек мало вник в текст и потому ничего не понял в написанном, где главная мысль - безграничная привязанность, безраздельная любовь средневекового мыслителя служит символом, неразлучности писателя и человека, разума и чувства. /
// По мнению Фейербаха: «Быть без религии - значит думать только о себе, иметь религию - значит думать о других».
{ Интересно то представление Фейербаха, когда он, утверждая, что «всякая взаимная связь двух людей есть религия», доказывает такой свой вывод ссылкой на то, что слово «религия» происходит от лат. «religare» и его первоначальное значение - связь.};
«Рецензия на книгу Шталя «Христианское учение о праве и государстве»» (1835);
«Изложение, развитие и критика философии Лейбница» (1837);
«Пьер Бейлъ» (1838);
«К критике философии Гегеля» (1839);
«Сущность христианства» (1841):
Разъясняя суть и смысл этой книги одному из своих приверженцев в Финляндии, Фейербах писал следующее: «Сущность христианства» является в равной мере критикой религии и критикой идеалистической философии. Это произведение направлено не только против христианства, но и против философии Гегеля, против меня самого, поскольку я перешел от одной философии к другой. / Первоначально книга мыслилась быть изданной под другими названиями: первый вариант заголовка - «Познай самого себя, или Тайны религии и иллюзии теологии»; второй — «Критика чистого неразумения»//;
«Основные положения философии будущего» (1843);
«Сущность веры в понимании Лютера» (1844);
«Сущность религии» (1846);
«Рецензия на книгу Якоба Молешотта «Популярное учение о питательных продуктах» [другой перевод: «Физиология пищевых продуктов»] (1850);
«Теогония» (1857);
«Тайна жертвы» (1866);
«Божество, свобода и бессмертие» (1866);
«О спиритуализме и материализме, в особенности в отношении к свободе воли» (1866);
«Эвдемонизм» (1867 - 1869):
В этой работе постулирующее, отправное положение гласит:
Гусеница, после долгих неудачных поисков и напряженного странствования, успокаивается наконец на желанном растении, соответствующем ей. Что привело ее в движение? Что заставило ее мускулы попеременно сжиматься и разжиматься? Только воля, только боязнь не захиреть, и не истомиться от голода самым жалким образом или, точнее говоря, только любовь к жизни, стремление к самосохранению, стремление к счастью.
![]() |