религиозные взгл | LOSEV-LIBRARY.RU

Людвиг Андреас Фейербах

Религиозные взгляды Л. А. Фейербаха. Страница 1.

Стр.: 1, [2]

Особое место в творчестве философа занимает книга "Сущность христианства" (1841), переведенная на многие языки. В ней Фейербах дает глубокий анализ религии как социокультурного феномена (последующие работы Фейербаха: "Сущность религии" (1845), "Теогония" (1857).

Критика религии становится основной темой творчества Фейербаха. Она фундировалась на определенных знаниях в области теологии (которой Фейербах учился, пока не сделал выбор в пользу философии), которую как антинаучную теорию религии Фейербах предлагал заменить "теономией", рассматривающей достоверное знание о том, как человек создал Бога.

Разгадку веры, согласно Фейербаху, следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие. Чувство зависимости и обусловило, по Фейербаху, возникновение феномена религиозной веры.

"Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо".

Антропологизм Фейербаха вел к построению Новой теологии, в которой Человек и есть Бог, т.е. предлагается преодолеть противопоставление посюстороннего (мирского) и потустороннего (трансцендентального) и, таким образом, выйти на осуществление всемирной мечты человечества - создания "царства Божьего" на земле.

В философии Фейербаха на место любви к Богу ставится любовь к Человеку.

Бог есть не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от рамок индивидуального, т. е. действительного, телесного человека, и опредмеченная, т. е. созерцаемая и почитаемая как некая другая, отличная от него, самостоятельная сущность.

Человек есть «истинный ens realissimum [наиреальнейшая сущность]». Старый непреодолимый разлад между посюсторонностью и потусторонностью должен быть снят, чтобы человечество всей душой, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и своем настоящем. При этом мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную, истинную религию, на место веры в Бога - веру человека в самого себя.

В противовес гегелевской философии религии Фейербах рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Атеизм Фейербаха превосходит по глубине теоретического анализа уровень, достигнутый французским материализмом 18 в.

Обман, использующий невежество, согласно Фейербаху лишь «отрицательная предпосылка» утверждения и живучести религиозных верований. Реальная причина религии коренится в «природе человека» и условиях его жизни.

Исследуя происхождение религии с помощью генетико-психологического метода, Фейербах на огромном фактическом материале вскрыл психологические факторы возникновения религиозных иллюзий. При этом, в отличие от французских атеистов, центр тяжести Фейербах перенес с рациональной сферы на эмоциональную.

Отрицая наличие особого «религиозного чувства», первоисточник религиозных иллюзий он усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Чувство зависимости предполагает наличие неудовлетворенных потребностей - нужду, которая в свою очередь является оборотной стороной неиссякаемого стремления к счастью. Если нужда - отец религии, воображение - ее мать. Бессилие ищет выхода в порождаемой фантазией надежде и утешении - так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. «...Бог есть то, в чем человек нуждается для своего существования...» (Избранные философские произведения. Т. 2. - М., 1955. - С. 819).

Стр.: 1, [2]







'







osd.ru




Instagram