Наряду с эмоциональными истоками Фейербах исследовал гносеологические корни формирования понятия о трансцендентном, бесконечном и всемогущем существе и «доказательств» бытия Бога. Образ Бога это гипостазирование и «отчуждение» сущности самого человека: «Бесконечная пли божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо» (там же. - С. 320). Бог, будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от последнего, объективируется, ему не только приписывают самостоятельное существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им «высшего существа».
Концепция религиозного отчуждения, в которой Фейербах своеобразно применяет гегелевское учение об отчуждении, является одним из устоев фейербаховской критики религии. Фейербах сознает практический вред и непрогрессивную функцию религии, парализующей стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяющей его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния. «Все оставить таким, каково оно есть, — вот необходимый вывод из веры в то. что бог правит миром, что все происходит и существует по воле божией» (там же. - С. 679).
Идеалистическое понимание истории ограничивает критику религии у Фейербаха: последняя не перерастает в критику порождающего ее общественного бытия, и сущность и происхождение религии не рассматриваются как общественное явление, а выводятся из индивидуальной психологии, присущей метафизической «природе человека». Кроме того, отвергая религиозный культ, Фейербах непоследовательно противопоставлял ему культ человека, облекаемый им иногда в религиозную оболочку «обоготворения человека». Это таило в себе обнаружившуюся впоследствии опасность «богостроительства», хотя сам Фейербах рассматривал свой девиз: «человек человеку Бог» как противоядие от теистической религии.
Источники биографии:
Быховский Б. Э. Фейербах [Текст] / Б. Э. Быховский // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.5.:Сигнальные системы – Яшты / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1970. – С. 310-312;
Ойзерман Т. И. Фейербах [Текст] / Т. И. Ойзерман // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.4.: Т – Я / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2001. – С. 169-170;
Фейербах [Текст] // Философский словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд. – М: Республика, 2003. – С. 460;
Фейербах [Текст] / В. С. Ермаков // Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный [Текст] / В. С. Ермаков. – СПб.: Союз, 2003. –
С.158-159;
Абушенко В. Л. Фейербах [Текст] / В. Л. Абушенко // Новейший философский словарь – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 1079 - 1080. – (Мир энциклопедий);
Таранов П. С. Фейербах [Текст] // Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – С.722-732;
Источники иллюстрации:
www.humanities.edu.ru/db/msg/44768
hronos.km.ru/biograf/bio_f/feierbah.html
![]() |