Г.Г. Шпет — стр. 3 | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

Г.Г. Шпет. Страница 4.

Стр.: [1], [2], [3], 4, [5]

Роль, какую играет связь очевидности (интуитивности) и тотальности, направляет интерес Шпета к феноменологии Гуссерля. В последней эта связь несколько иная: интуиция связана не с тотальностью всей совокупной действительности, но лишь с тотальностью сознания. Такая позиция таит в себе внутреннюю раздвоенность: в той мере, в какой на сознание можно взглянуть "изнутри", его тотальность совпадет с тотальностью действительного (и это момент, поддерживаемый Шпетом); поскольку, однако, сознание определяется "извне", как одно из сущих среди иных сущих в единой действительности, постольку его тотальность есть privatio по отношению к этой действительности. Шпет придерживается не столько гуссерлевской феноменологии сознания, сколько феноменологии всей совокупной действительности, но не всегда сам до конца отчетливо понимает это либо невольно привносит в свою трактовку феноменологии более расширенный смысл. Тем не менее это различие выливается и в сознательную дальнейшую разработку идей феноменологии.

В конечном итоге Шпет считает, что и в рамках феноменологии основная проблема философии ("принцип всех принципов") еще не решена, но лишь созданы средства к ее разрешению. Соотношение между сознанием и бытием, между общим и частным, трансцендентным и имманентным, идеальным и чувственным, знаком и значением, понятием и идеей — все это лишь различные формулировки этой проблемы. Итак, это проблема конкретного абсолютного, и в таком истолковании — проблема самой действительности, поскольку структура этой действительности такова, что всякое сущее имеет свое место в тотальном, абсолютном, соединяясь с которым сущее сливается со своей сущностью и существует, становится действительностью.

Феномен для Шпета — это состояние — переход (отношение) между частью и целым, между индивидуальным и тотальным. При этом критерий очевидности перестает быть присущим только данному феномену, он является таковым только при апелляции к очевидности всего совокупного целого. Сам феномен предстает не изолированной, замкнутой в себе дискретностью, но узлом, к которому тянутся нити от всего целого. Такую структуру имеет знак, такова феноменология "симпатического понимания" между людьми, выражающаяся в "уразумении" сказанного другим, таково герменевтическое понимание, предполагающее проникновение в "энтелехию" предмета, его душу. Так обрисовываются новые области исследования в творчестве Шпета — семиотика, герменевтика, эстетика, психология, социология, — в которых он видит уже конкретные задачи разработки новой структуры феномена. Центральное место здесь занимает учение о слове — как некоторой единице бытия, являющейся конкретным абсолютным.

Слово не есть нечто ограниченное, конечное; это, скорее, образование, "прорастающее" с чувственного полюса своей оформленности в бесконечные дали идеальных предметностей. Вся совокупная определенность слова слагается в его структуру. Структура эта органична (т.е. части подобны целому), в ней выделяются два полюса — чувственных форм слова (звуковых, письменных и т.д.) и идеальных (эйдетических) его форм. Под словом Шпет понимает не только языковое слово, но и речь, весь язык в целом, культуру, даже вся вселенная могла бы быть рассмотрена как слово. Слово следует отличать от вещей. Слова — это знаки, хотя не всякий знак — слово. Выявить специфику слова как знака призван феноменологический анализ.

Морфология и фонетика — это лишь часть синтаксических форм слова. Синтаксис рассматривался Шпетом как формальная онтология слова, т.е. таких вещей мира, какими являются слова (слово-вещи). Как и у любых качественно своеобразных вещей, у слово-вещей есть свои законы, не зависящие от смысла, логики. Это и есть синтаксис. Кроме своей обобщающей по отношению к морфологии роли, синтаксис рассматривался Шпетом как вторая логика слова ("аналогов логических форм"). Здесь, в связи с универсалистской трактовкой логического, также отмечается некоторая неоднозначность. С одной стороны, синтаксис в роли "аналогона логического" рассматривается как бесконечно-малое (дифференциальное) изменение логического за счет своих внутренних законов.

Стр.: [1], [2], [3], 4, [5]



Русская философия









'







osd.ru




Instagram