Г.Г. Шпет | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

Г.Г. Шпет. Страница 1.

Стр.: 1, [2], [3], [4], [5]

ШПЕТ Густав Густавович (25.3/6.4.1879—16.11.1937) — философ, внесший значительный вклад в развитие идей герменевтики, языкознания, эстетики и психологии. Родился в Киеве. В 1898 г. поступил в Киевский университет, где учился вначале на физико-математическом, а затем на историко-филологическом факультете. Здесь он активно участвовал в работе Психологического семинария Г.И. Челпанова, на котором уделялось много внимания изучению истории философии и проблем теоретической метафизики. В 1907 г. Шпет переезжает в Москву, начинает преподавать в Московском университете, читает лекции на Высших женских курсах, в университете Шанявского. В 1910-11 гг. выезжает на летние семестры в Геттинген, становится "гуссерлианцем" и в 1914 г. публикует свою первую большую монографию "Явление и смысл", посвященную критическому изложению феноменологии Гуссерля.

В 1916 г. в Московском университете Шпет защищает магистерскую диссертацию "История как проблема логики". В 1918 г. он заканчивает одно из главных своих сочинений "Герменевтика и ее проблемы", уже не имея возможности его опубликовать. В это время оформляется его философское учение о языке, оказавшее влияние на Р. Якобсона, Г. Винокура, Р. Шора, Б. Ярхо - членов Московского лингвистического кружка, в работе которого принимал участие Шпет. В 1921 г. он отстраняется от преподавания в Московском университете. Пытаясь сохранить связь с университетом, ученый организует при нем "Этнографический кабинет" и собирает там своих учеников. В это же время (1921—23) он активно разрабатывает вопросы эстетики, публикуя в 1922—23 гг. три выпуска своих "Эстетических фрагментов".

В 1923 г. организуется Российская академия художественных наук, где Шпет возглавил философское отделение. К 1927 г. академия преобразуется в Государственную академию художественных наук (ГАХН), и Шпет в качестве вице-президента становится ее фактическим руководителем. Здесь же работает в то время (1923—29) множество его учеников. В 1927 г. Шпет публикует одну из наиболее ключевых для своего творчества работ — "Внутренняя форма слова". Однако творчество Шпета было прервано большевистской машиной террора. В 1928 г. он не избирается на кафедру философии ГАХН, в 1929 г. академия вообще ликвидируется.

В 1927 г. в связи с выдвижением кандидатуры Шпета во Всесоюзную Академию наук его научная концепция была поставлена под идеологическое подозрение. Вместе с этим подверглось острой критике в печати общее направление работы Государственной Академии художественных наук, и Шпет, сторонник и инициатор активного участия науки в жизни общества, был объявлен главным тормозом научной и художественной культуры, обвинен в создании в ГАХН «цитадели идеализма».

После «чистки» ГАХН Шпет был лишен возможности заниматься наукой, написанные им к тому времени работы оставались неопубликованными. В результате долгих ходатайств ему была предоставлена возможность переводческой работы (в это время он переводит "Записки Пиквикского клуба" Диккенса, драматические произведения Байрона, входит в рабочую группу по подготовке комментированного научного издания Шекспира на русском языке), однако и эта работа была остановлена арестом, последовавшим в ночь с 14 по 15 марта 1935 г.

После окончания следствия Шпет был приговорен к 5 годам ссылки и отправлен в Енисейск. В ноябре 1935 г. по ходатайству МХАТовских актеров, озабоченных его судьбой и, благодаря хлопотам родных, он был переведен в Томск (здесь он работал над переводом «Феноменологии духа» Гегеля; этот перевод опубликован в качестве IV тома сочинений Гегеля).

27 октября 1937 г. был арестован вторично и тройкой НКВД приговорен к 10 годам без права переписки. Обвинение: принадлежность к офицерской кадетско-монархической повстанческой организации («Дело №12301» Томского НКВД по обвинению Шпета Г.Г. по ст. 58-2, 10, 11).

6 ноября Шпет приговорен к расстрелу. Место расстрела — поселок Колпашево Томской области. В протоколе о приведении приговора о расстреле в исполнение стоит дата — 16 ноября 1937 г. Посмертно реабилитирован.

Центральной в философии Шпета была идея положительной философии. В разные периоды его жизни она получала свое оформление в преимущественном интересе к проблемам логики, феноменологии, семиотики, поэтики, психологии и др. В работе "История как проблема логики" Шпет характеризует структуру положительной философии, сопоставляя ее с философией отрицательной. Автор считает, что в своей проблематике положительная философия исходит в первую очередь из возможности обоснования всякой предметности. Она верит в доказательность, в способность подведения всего сущего под некоторое основание, превышающее обосновываемое. Это основание переходит в конечном итоге в предельную полноту — действительность. Все оказывается укорененным в тотальности совокупной действительности, выступающей таким образом единым и единственным основанием всего сущего.

Стр.: 1, [2], [3], [4], [5]







'







osd.ru




Instagram