Л.П. Карсавин — биография | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

Л.П. Карсавин. Страница 1.

Стр.: 1, [2], [3], [4], [5]

КАРСАВИН Лев Платонович (30.11/12.12.1882 — 20.7.1952) — историк-медиевист, философ и богослов. Родился в семье известного танцовщика и балетмейстера Мариинского театра П.К. Карсавина; младшая сестра — балерина Тамара Карсавина.

Закончил Петербургский университет в 1906 г. по историческому отделению, был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Под руководством И.М. Гревса занимался исследованиями западной средневековой культуры в ее религиозных аспектах.

Две его главные темы — история францисканского движения и еретические секты вальденсов и катаров. В 1910—12 гг. он работает в Италии и Франции и в 1912 г. выпускает капитальный труд "Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII вв.". В Петербурге преподает исторические дисциплины в университете, Историко-филологическом институте, на Высших женских (Бестужевских) курсах.

Выдвигает и разрабатывает собственный метод и подход в медиевистике. Опережая свое время, этот подход в будущем оказался близок французской школе "Анналов" и развитому ею направлению "исторической антропологии", к которому в СССР примыкали работы А.Я. Гуревича и др. в 60-80-х гг. Ставились задачи целостной реконструкции психологии, внутреннего мира, образа жизни и поведения человека средневековья.

По-новому представлялся и социум: как структурное единство, жизнь которого есть слитная стихия "социально-психического", не подчиняющаяся закону причинности, но характеризуемая сложной системой иерархических связей.

В методологии Карсавин шел путем типизации, создания обобщающих понятий, таких, как "средний человек", "основной религиозный фонд" и т.п., что во многом предвосхищало принципы и аппарат позднейшей европейской культурологии. Данный этап работы Карсавина представлен прежде всего во второй его крупной книгой "Основы средневековой религиозности в XII—XIII вв., преимущественно в Италии" (1915).

Годы мировой войны и революции — переходный период творчества Карсавина: темы его исследований непрерывно эволюционируют от истории к философской и богословской проблематике, затрагивая в качестве промежуточного этапа вопросы теории, методологии и философии истории. Философия Карсавина зарождается, таким образом, из его медиевистики, а также из размышлений о природе истории и исторической науки. В явной преемственности со схоластикой в философии у Карсавина вырабатывается углубленный интерес к христианскому догмату.

Может быть, лучше всех в русской мысли он умел видеть философские проблемы, кроющиеся в догмате, как и обратно, догматические аспекты философских позиций; и его зрелая философская антропология строится путем вхождения в христологические формулировки вселенских соборов. Обе ведущие идеи метафизики Карсавина, идея личности и идея всеединства, имеют у него отчетливые связи со средневековой мыслью и без труда прослеживаются уже в его исторических текстах. Первая религиозно-философская работа Карсавина "Saligia" (1919) — сочинение в жанре духовной беседы, разбирающее средневековую классификацию смертных грехов.

Стр.: 1, [2], [3], [4], [5]





'







osd.ru




Instagram