Л.П. Карсавин — биография | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

Л.П. Карсавин. Страница 2.

Стр.: [1], 2, [3], [4], [5]

Целый ряд других тем средневековой мистики и схоластики также воспринимается его философией; значительное влияние на нее оказывают Бернард Клервоский, Гуго и Ришар де Сен-Виктор, Франциск Ассизский, Иоанн Скот Эриугена. После нескольких статей и брошюр, в 1922 г. в свет выходит первая значительная филос. книга Карсавина "Nodes Petropolitanae", посвященная метафизике любви.

Это книга сложного жанра и сложных заданий, отражающая и становление философии Карсавина, и драматические события в его личной жизни. Она написана в свободной неакадемической манере, в традициях романтической прозы как лирико-философские монологи автора, разделенные на 9 "ночей" и обращаемые к Любви и возлюбленной. Наряду с лирическими и экзистенциальными мотивами, изрядными влияниями средневековой мистики любви, здесь уже выдвигаются идеи самостоятельной философии Карсавина и намечаются контуры его будущей системы.

Формирование системы совпало с резкими переменами в биографии. Карсавин не был политическим противником власти большевиков, однако он оставался идейным, духовным противником большевизма и не думал скрывать своих активных христианских убеждений. В первые годы после революции он читает проповеди в петроградских храмах, становится профессором Богословского института. Его независимая, нередко вызывающая позиция увеличивает его известность и авторитет в кругах небольшевистской общественности; в течение нескольких месяцев в 1922 г. он был выборным ректором Петроградского университета. Неудивительно, что летом 1922 г. он оказался в числе ученых и деятелей культуры, высланных за рубеж.

Отношение к акту эмиграции у Карсавина всегда было отрицательным, он полагал должным и неизменно стремился оставаться в России. Первый период его изгнания проходит в Берлине. Карсавин активно участвует в религиозной, академической, общественной жизни диаспоры. Все берлинские годы, 1922—26, он остается профессором Русского научного института, принимает участие в деятельности руководимой Н.А. Бердяевым Религиозно-философской академии, выступает с докладами и лекциями на исторические, философские и современные темы, руководит религиозно-философским кружком молодежи.

В тот же период у него окончательно складывается и его собственная философия. Работая чрезвычайно интенсивно, он выпускает в свет, помимо статей и брошюр, ряд важных книг, отчасти написанных еще в России: "Философия истории" (1923), "Джордано Бруно" (1923), "О началах" (1925). Все они выпущены берлинским издательством "Обелиск", руководитель которого А.С. Каган ранее в Петрограде был издателем "Nodes Petropolitanae".

Философия Карсавина остается в русле метафизики всеединства, начало которому в России было положено Вл. Соловьевым. Это главное направление, развивавшееся философами Русского религиозно-философского ренессанса. Вслед за метафизикой Соловьева к нему принадлежат философские системы Флоренского, Булгакова, Е. Трубецкого, Франка, Лосского, и философия Карсавина оказалась наиболее поздней, замыкающей в этом ряду. От систем предшественников ее отличает многое. В разработке центрального принципа всеединства Карсавин, как и Франк, опирается на философию Николая Кузанского, но если Франк развивает традиционные мотивы христианского платонизма и апофатики, акцентируя трансрациональную природу, "непостижимость" всеединства, то у Карсавина концепция всеединства оказывается неожиданно близкой построениям современного системного анализа.

Стр.: [1], 2, [3], [4], [5]





'







osd.ru




Instagram