Л.П. Карсавин — биография | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

Л.П. Карсавин. Страница 3.

Стр.: [1], [2], 3, [4], [5]

Совокупность всех частей, элементов всеединства (именуемых его "моментами" или "качествованиями"), образует сложную иерархическую конструкцию, которая структурирована двояко: "по вертикали", на высшие и низшие моменты (где низшие суть части или, точнее, подсистемы высших), и "по горизонтали", на совокупности моментов одного порядка (уровня сложности).

Строение и существование этой иерархической системы управляется двумя конструктивными принципами, на которые Карсавин наталкивает мысль Возрождения. Вертикальные связи в системе описываются с помощью концепции "стяженности" (contractio) Кузанского: высший момент как некоторое целое стяженно присутствует в низшем, в своей части; в свою очередь, низший стяженно актуализует или индивидуализует в себе высший.

Горизонтальные связи описываются с помощью находимой у Дж. Бруно парадигмы "сматывания-разматывания центра" (conglomeratio et exgiomeratio centri): два момента связуются не прямой связью, но через посредство общего центра — объемлющего их высшего момента. Эта "связь, индуцируемая цельностью", — существенное обобщение линейной причинно-следственной связи, позднее переоткрытое и изучавшееся в системном анализе. Но при всех особенностях иерархическая модель всеединства Карсавина все же может рассматриваться как одна из реализаций ступенчатой онтологической парадигмы неоплатонизма, вопреки стремлению автора покинуть русло платонической и неоплатонической мысли.

Принцип всеединства не остается самодовлеющим: Карсавин подчиняет его принципу Триединства, второму и более фундаментальному принципу своей онтологии, прямо восходящему к догмату троичности. Подобно целому ряду учений от Плотина до Гегеля, онтология Карсавина берет бытие не в статике, а в динамике, рассматривая целокупную реальность как процесс, управляемый троичным принципом становления и развития. Всеединство же выступает как статический аспект этого динамического принципа: оно, по Карсавину, "остановка и покой Триединства", строение его статического среза, обладающего свойствами множественности и распределенности.

В своей полноте и совершенстве Триединство отождествляется с Богом как Пресвятой Троицей, а также с бытием личности (точнее, постулат о тождестве Личности, Бога и Триединства служит дефиницией понятия личности). Несовершенным отражением Триединства и личности признается любая становящаяся цельность в здешнем бытии, субъект развития: не только индивид, но и социальная группа, нация, церковь, совокупное человечество. Такие коллективные цельности Карсавин именует "симфоническими личностями", и их анализ на базе иерархической модели всеединства составляет основу его социальной философии и философии истории. В онтологии же связь Бога и мира как совершенства и несовершенства характеризует философию Карсавина как панентеизм, в русле которого почти неизбежно оказываются учения о всеединстве.

Стр.: [1], [2], 3, [4], [5]





'







osd.ru




Instagram