Л.П. Карсавин — биография | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

Л.П. Карсавин. Страница 4.

Стр.: [1], [2], [3], 4, [5]

Три стадии Триединства раскрываются у Карсавина как "первоединство — саморазъединение — самовоссоединение", причем центральная из этих стадий означает небытие, смерть. Бытие сотворенное, "тварь", есть, по Карсавину, бытие, получаемое от Бога или совершенного Триединства. Отдавая бытие твари, Бог тем самым утрачивает Собственное бытие (принцип неучастняемости, недвоимости бытия) и Своею волею избирает небытие, принимает жертвенную смерть ради твари. Наделение твари бытием — акт любви Божией, и оттого существо и высшее проявление любви — жертвенная смерть как свободная отдача своего бытия другому и ради другого.

Суть же и назначение тварного бытия — воссоединение с Богом, и, по Карсавину, этот традиционный религиозный тезис означает не что иное, как ответ твари на Божию жертву Собой, Своим бытием: добровольную жертвенную смерть, принимаемую из любви к Богу. В такой смерти тварь совершает всецелую самоотдачу Богу, и сливается с Ним, и в Нем обретает воскресение и обожение, становится Самим Богом. В итоге целокупный онтологический процесс, охватывающий Бога и мир, представляется в виде двух сцепленных и симметричных триад, своеобразной "двойной спирали": бытие — небытие — бытие Бога; небытие — бытие — небытие твари.

При этом метафизика всеединства принимает форму учения о любви, смерти и жертве и таким образом переводится в дискурс личного бытия. Она прямо воплощает принципы христианского вероучения (Бог есть любовь), и в первую очередь христологии (кенотизм, т.е. самоотдача и жертвенность вплоть до крестной смерти), оказываясь ближе патристической и средневековой мысли, нежели новоевропейской философии. Другое отличие зрелой философии К. — апология смерти, проводимая в смелых и необычных идеях как философских, так и богословских. Смерть — центральный момент онтологической драмы; крестная смерть Христа — событие для обеих Его природ и истинная смерть Бога.

Без погибания, добровольного жертвенного прохождения чрез смерть ничто сущее не может достичь своего бытийного назначения; без смерти нет ни полноты любви, ни полноты бытия. Однако знакомая нам физическая смерть, как все в здешнем бытии, несовершенна. Это не конец, не истинное небытие, а только "надрыв" в существовании тварной личности, в том числе и телесном; видоизменившись, душевно-телесное единство личности, ее самосознание сохраняются и за гробом, развиваясь до смерти совершенной и до воскресения во плоти, когда весь человек преображенно, "усовершенно" вводится во всевременную полноту Божественного бытия. Всю бытийно-экзистенциальную драму сжато выражает формула-девиз Карсавина "Жизнь чрез смерть".

Окончательный вид его метафизики дают последние из опубликованных им философских трудов, "О личности" (1929) и "Поэме о смерти" (1931). "Поэма" написана в той же форме лирико-философских медитаций, как "Nodes Petropolitanae", и эта форма для автора необходима и органична: здесь сливаются воедино его метафизика и жизнь, личная драма, многолетне переживаемая и осмысливаемая. Сложность задания влечет сложность художественной ткани: смены и наложения времен, многоликие образы автора и героини, напряженный диалог с Богом и игровой с "читательницею" — все это делает поэму интереснейшим памятником философской прозы. Стержневое начало личности, религиозное и жертвенное, всегда сочеталось у Карсавина с художественным и артистическим началом; он был богато одарен чувством стиля, писал (хотя почти не публиковал) стихи и был знатоком и специалистом в живописи.

Стр.: [1], [2], [3], 4, [5]





'







osd.ru




Instagram