В. Эрн | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

В.Ф. Эрн. Страница 1.

Стр.: 1, [2], [3], [4]

ЭРН Владимир Францевич (5/17.8.1882-29.4/12.5.1917) - религ. философ, историк философии, публицист. В 1900-04 гг. изучал философию в Моск. ун-те. Оставлен при каф. всеобщей истории, позже — доц., затем проф. ун-та. В 1916 г. избран членом Моск. Психол. об-ва. Дружеский круг Э., обусловивший творческие взаимовлияния, - П.А. Флоренский, А.В. Ельчанинов, Вяч.И. Иванов, С.Н. Булгаков, А. Белый и др.

Комплекс идей, развиваемых Э., сложился уже к нач. 1900-х гг. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило новый импульс благодаря универ. лекциям С.Н. Трубецкого по античной философии (его, а также Л.М. Лопатина, читавшего курс новоевроп. философии, Э. называл своими непосредственными учителями). Задуманное на студенческой скамье исследование диалогов Платона, а также изучение традиции онтологизма платонического типа в отеч. и итал. философии станет главными ист.-филос. делом Э. (см.: Гносеология B.C. Соловьева, сб. первый. О Вл. Соловьеве. М., 1911; Г.С. Сковорода. Жизнь и учение. М., 1912; магистерская дис.: Розмини и его теория знания. М., 1914; докт. (защитить ее Э. не успел): Философия Джоберти. М., 1916; прерванная смертью Э. работа: Верховное постижение Платона // ВФиП, 1917, кн. 137/138; и др.).

Платонизм и платонизированный аристотелизм, прочитанные в ключе восточнохрист. умозрения (Гр. Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и др.), стали источником и собств. филос. построений Э. Др. таким источником станут взгляды старших славянофилов, Ф.М. Достоевского, а также идеи B.C. Соловьева (не в последнюю очередь его поэт. наследие). Существенной чертой Э. как мыслителя и обществ. деятеля является пристальное внимание к проблематике первоначального христианства, к-рая соотносится им с задачами церк. обновления в России. В кругу "младших" символистов Э. обсуждает темы Петербург. Религ.-филос. собраний 1901-03 гг., последовательно отстаивая святоотеческое понимание обожения плоти (QEWLS).

Именно эта доктрина в полемике с Д.С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой опубл. работе "Христ. отношение к собственности" (Вопр. жизни, 1905, № 8-9), - не без влияния B.C. Соловьева, памяти к-рого она и посвящена. Понимание проблемы "плоти", "христианства и мира" как центральных для совр. религ. сознания, констатация раздробленности и упадка официальной церк. жизни - ведущие темы работ Э. этого периода (см.: Христианство и мир. Ответ Д.С. Мережковскому // Живая жизнь, 1907, № 1; и др.).

Работы, связанные с историей раннего христианства и получившие широкий обществ.резонанс, находят в Э. внимательного читателя и критика. В окт. 1906 г. переводит и издает со своим крит. предисловием "Сущность христианства" А. Гарнака. В ст. "Таинства и возрождение Церкви" (Церк. обновление, 1907, № 9), а также в предисловии к публикации работы Г. Буассье "Катакомбы" (М., 1907) Э. развивает одну из центральных своих мыслей о подлинности и полноте религ. жизни "апостольской Церкви" и всей последующей истории христианства как истории отпадения от этой целостности, свободы и правды Христовой. Позже идеи эти нашли яркое воплощение в "Письмах о христ. мире", опубл. в редактировавшемся П.А. Флоренским "Богосл. вести." (1912, № 11-12; 1913, № 1, 9). В 1909 г. совместно с А.В. Ельчаниновым Э. пишет главу "Христианство" в коллективную "Историю религии", где помещены также работы П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова.

Стр.: 1, [2], [3], [4]

Русская философия









'







osd.ru




Instagram