Л.П. Карсавин — биография | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

Л.П. Карсавин. Страница 5.

Стр.: [1], [2], [3], [4], 5

В берлинский период, с 1925 г., начинается сближение Карсавина с евразийским движением, к которому он ранее относился критически. В результате сношений с П.П. Сувчинским, одним из руководителей движения, Карсавин 20 июля 1926 г. переезжает из Берлина в Париж и, поселившись близ него, в Кламаре, вскоре становится основным теоретиком парижского, левого крыла евразийцев, которое все более скатывалось на пробольшевистские позиции, имело закулисные сношения с большевиками и было наводнено их агентурой.

Отнюдь не будучи причастен к подобной деятельности, Карсавин тем не менее с ноября 1928 по май 1929 г. поместил в органе парижан, газете "Евразия", 21 статью за своей подписью, где защищал их антидемократические и просоветские концепции. Ряд его статей вышел и в других изданиях евразийцев; он участвовал в составлении деклараций и манифестов движения, а его брошюра "Церковь, личность и государство" (1927) рассматривалась как часть теоретической платформы последнего. И все же полной интеграции в движение у него не было никогда.

Многие базисные идеи евразийства (такие, как геополитический уклон, монголофильство и др.) ему были вполне чужды, а в организационно-политической деятельности он скоро отказался участвовать, поняв, что ею манипулирует ГПУ. С 1929 г. он почти прекращает сотрудничество с движением, однако известная близость к евразийству в социальной философии и теории государства сохраняется и в его работах 30-х гг. Его учение в этих областях всегда несло отпечаток иерархизма и социоцентризма, подчинения индивида коллективным образованиям (как это почти неизбежно в метафизике всеединства).

Получив в 1927 г. приглашение Каунасского университета, Карсавин в следующем году переезжает в Литву и становится главой кафедры всеобщей истории этого университета. С тех пор его работа — преимущественно в рамках литовской культуры. Он читает по-литовски многочисленные курсы и по-литовски же пишет большинство трудов; изучив язык в совершенстве, он существенно содействует его развитию, выработке философской терминологии и научного стиля.

Его главная работа 30-х гг. — фундаментальный курс "История европейской культуры", где с единых позиций представлена история социальная и духовная, история событий, философских учений, религиозной жизни. Пять томов этого уникального курса (в 6 кн.) вышли в свет в Каунасе в 1931—37 гг.; рукопись 6-го тома была изъята при его аресте и ныне утрачена. Вокруг Карсавина складывается кружок известных философов, примыкающих к традиции русской религиозной мысли; еженедельные собеседования этого кружка, куда, кроме Карсавина, входили В.Э. Сеземан, B.C. Шилкарский и С. Шалкаускас, проходят в течение многих лет в Каунасе, затем в Вильнюсе.

Неизменная тяга Карсавина к России приводит к тому, что он отказывается уехать на Запад. В 1940 г. он вместе с университетом переезжает в Вильнюс, где и проводит годы войны, не вступая в сотрудничество с немецкой властью, содействуя спасению евреев из вильнюсского гетто.

В послевоенные годы сталинского террора Карсавин все более подвергается репрессиям. В Вильнюсе его увольняют из университета уже в 1946 г. В 1944—49 гг. он директор Вильнюсского художественного музея и преподает в Художественном институте, где ему дозволяют теперь лишь такие курсы, как история костюма. Вместе с тем он продолжает философскую работу. В те годы им написаны и по-русски и по-литовски важные сочинения, посвященные философии времени и истории; их сохранившиеся рукописи до сих пор не опубликованы. Как и в Петрограде после революции, его поведение смело до безрассудства; он отказывается участвовать в выборах, публично делает антисталинские высказывания. 9 июля 1949 г. его арестовывают, и в декабре 1950 г. этапируют в воркутинские лагеря.

Лагерный период Карсавина известен по опубликованным запискам его ученика и последователя А.А. Ванеева. В инвалидном лагере Абезь, болея туберкулезом, он создал около 10 небольших религиозно-философских сочинений, в числе которых произведения философской поэзии: венок сонетов и крупный цикл терцин. Вокруг него образуется кружок заключенных, где обсуждаются темы искусства, философии, религии; он пользуется славой духовного учителя. До последних дней его жизнь — непрерывная самоотдача. В его лагерной судьбе в значительной мере воплотилась его философия с ее ключевой идеей приятия жертвенной кончины.

С. Хоружий

Источник иллюстрации:

old.e-motion.com.ua

Стр.: [1], [2], [3], [4], 5





'







osd.ru




Instagram