Г.Г. Шпет — биография, стр. 2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

Г.Г. Шпет. Страница 2.

Стр.: [1], 2, [3], [4], [5]

Действительность — это первая и последняя задача положительной философии. Отталкиваясь от совокупного опыта действительности, она должна вернуться к ней и оправдать ее, подтвердив непосредственную убежденность здравого смысла в реальности мира. Решение проблемы действительности (т.е. проблемы положительного обоснования всего сущего), как и средства этого решения, есть также части действительности, в связи с чем положительная философия не может не быть рефлектирующей в себя наукой, полагающей в качестве объектов своего обоснования сами основания.

Проходя этот путь до конца, положительная философия может остановиться только на интуициях — непосредственно очевидных началах, предшествующих всякому теоретическому знанию. Искусство движения в материале действительности, при котором мы не выходим из интуитивного слоя, но движемся от одной непосредственной очевидности к другой, — это и есть искусство методического проведения идей положительной философии.

Проблема истины в положительной философии — это проблема всей действительности, а не только области познания. В положительной философии оказывается невозможным рядоположное рассмотрение реального и иллюзорного, т.к. нет ничего иного, кроме реальной действительности. Иллюзия, претендующая на выход за рамки действительности, — это contradictio in adjecto в положительной философии. Здесь возможна иллюзия только внутри самой действительности. В связи с этим иллюзорным оказывается не содержание иллюзии, а лишь неверные соотношения его с другими областями действительности (все истинно на своем месте и ложно на месте чужом).

Тотальность в охвате материала действительности философией коррелирует с истинностью. Эта любовь к тотальному ("единому" у Платона) в положительной философии приводит к признанию идеального как связующего, "сшивающего" тождеством начала действительности. Даже за случайным необходимо в этом случае видеть тот фон закономерности, по отношению к которому случайное только и может быть определено как таковое. Всякая изменчивость апеллирует к тождеству, с позиции которого только и возможна длительность изменяющегося. Всякое непонимание вскрывает по крайней мере возможность понимания, контрастирование с которым входит в феномен непонимания.

Положительная философия опирается на разум в смысле тотализирующей силы сознания, проникающей собою рассудок и чувственность, скрепляющей все формы и виды действительности в единое целое. Понимание, "уразумение" оказывается в этом случае актом онтологически проясняющим, сближающим структуру сознания с бытием, действительностью. Поскольку сознание здесь не лежит вне действительности, но внутри нее, представляя собою не часть, но скорее "срез" действительности, то и отделять от действительности сознание иллюзорно. Разумное познание и понимание своей тотализацией снимает указанную иллюзию, обеспечивая свою истинность. Так положительная философия предстает одновременно и как строгая наука, базирующаяся на глубочайшем интуитивном обосновании, и как теория истины, опирающаяся на идею тотальности ("единого").

Сравнительно с философией положительной Шпет характеризует философию отрицательную. В основе проблематики последней лежит отрицание непосредственной данности любого вида. Мир необратимо разделен в этой философии пропастью между субъектом и объектом. Действительность здесь трактуется либо как явление вещи в себе, либо как акт субъекта. В связи с этим происходит перенос интереса или на часть действительности, или на нечто, лежащее вообще за пределами действительности. Проблематика истины и процесса познания ограничивается в отрицательной философии только рамками теории познания. Поиск истины переносится в логику, теорию познания.

Сама истина понимается не как имманентное, но трансцендентное согласование — между суждением и вещью в себе, лежащей за пределами действительности. В связи с этой гетерономностью соответствия возникает дилемма: или познание согласуется с вещами, или вещи с познанием (в положительной философии дается третье решение в виде самосогласования в пределах единой действительности, и указанная дилемма выступает для положительной философии как псевдопроблема). Необходимость имеет своим источником в отрицательной философии не порядок и связи в предмете, но общеобязательность суждения, в конечном итоге — субъекта, утверждающего суждение. Так происходит прагматизация проблемы действительности, теоретический разум находит свое основание в разуме практическом. Метод занимает в отрицательной философии центральное положение, согласуясь с центральной ролью деятельности субъекта.

Гносеологизм приводит к сведению философии к методологии, логике, философии науки. Действительность трактуется как предмет научного знания (т.е. как то, что изучается в физике, психологии и др. науках). Разум понимается не предметно, но в качестве трансцендентального идеала познания. Проблематика истинного, как ограниченная только рамками субъекта, предполагает общую идеологию строгого ограничения области истинности, за границами которого располагается "иррациональное". Развертывание процесса познания не только не приближает, но все более удаляет понятия от действительности, сближая их с идеалами прагматическими.

Стр.: [1], 2, [3], [4], [5]



Русская философия









'







osd.ru




Instagram