Г.Г. Шпет — биография, стр. 3 | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия

Г.Г. Шпет. Страница 3.

Стр.: [1], [2], 3, [4], [5]

В качестве представителей положительной философии Шпет называет Платона, Плотина, Декарта, Спинозу, Лейбница, Гегеля. Отрицательная философия может быть представлена именами Протагора, Локка, Кондильяка, Канта. На фоне философской софистики и сужения (privatio) философской проблематики со стороны отрицательной философии, получившей, по мнению Шпета, свое обоснование в системе Канта и занимающей доминирующее положение в современной ему философской традиции, ученый отстаивал идеал философии как строгой науки, способной на принципах положительной философии утвердительно и абсолютно точно решать проблемы истины, понимания, действительности. Для достижения этой главной своей цели он обращается к конкретным феноменологическим, семиотическим и другим разработкам.

Первоначально Шпет связывает идеи положительной философии с логикой, и эта позиция не исчезла в его более зрелых философских разработках. Несомненно, что тот вариант логики, который мог претендовать на философское значение (в основном это логика в рамках силлогистики и индуктивной логики Милля), непосредственно не мог удовлетворить запросам положительной философии. Шпет пытается осмыслить логику более широко, как науку обо "всем", т.е. способную вместить в свой предмет любое сущее. В таком предельном понимании логика предстает в виде диалектических, по своей сути универсальных правил (алгоритмов) образования понятий, вскрывающих пространство возможностей бытия, превышающее бытие конкретное (в смысле: реализованное).

Реализация в этом случае предполагает сужение возможностного многообразия, достигаемого некоторым основанием (ratio). Если логическая проблематика больше акцентировала внимание на концепции тотального, универсального как первоочередного выражения положительного (абсолютного) в философской проблематике, то в рамках феноменологии в творчестве ученого получает свое преимущественное развитие идея очевидного и интуитивного.

В своих первоосновах положительные и отрицательные философские традиции различаются достаточно определенно. Положительная философия исходит из первичного единства всего сущего, позволяющего сделать соизмеримыми, принципиально способными к соотнесению все дискретности действительности. В связи с этим всякое сущее (дискретность) может рассматриваться двояко: как элемент предельной тотальности и как элемент одной из субтотальностей, включенной в предельную тотальность (например, можно мысль рассмотреть как феномен "жизненного мира", а можно — как представление субъекта).

Когда сущее рассматривается в виде феномена, т.е. элемента предельной тотальности (действительности — в положительной философии), то показателем этого будет его беспредпосылочность, т.е. очевидность, не позволяющая нам помыслить феномен как-то иначе. И наоборот, если нам удалось помыслить нечто в его интуитивной очевидности, значит, мы конституировали его как феномен. Так тотальное оказывается тесно связанным с интуитивно-очевидным, настолько тесно, что можно забыть об одном, имея в виду другое. Построить своеобразную "проекцию" сущего в тотальном — это и означает осуществление знаменитого έποχή (феноменологической редукции).

Таким образом, здесь мы не столько очищаем сущее от чего-то, сколько проецируем его (сохраняя снятость его целостности в этой проекции в виде интенциональных моментов предметности) в плоскость тотального, получая феномен. Шпет неоднократно подчеркивает этот момент, определяя позицию феноменологии не как новую область действительности, не попавшую в предмет иных наук, но как все ту же действительность, которая уже распределена по наукам, но с точки зрения "иной установки". Здесь, пожалуй, самое оригинальное достижение феноменологии: неочевидность, проблемность сущего не есть свойство его, сохраняющееся во всех "установках" на это сущее; это есть следствие некоторых из этих "установок" (т.е. проблемность какой-нибудь мысли не присуща самой мысли абсолютно, но есть результат нефиксации некоторых элементов, без которых мысль проблемна).

Например, в качестве нефиксированного момента проблемной мысли может выступать само чувство проблемности (которое очевидно, но не замечается как отдельное состояние). При его фиксации мы получаем новый феномен — "проблемность", и сам он уже непроблемен, очевиден для нас, и состояния проблемности или ее разрешения предстают в феноменологии в виде систем феноменов и их изменений — очевидные как по частям, так и в целом. В основе положительной философии лежит единство бытия и интуиции (очевидность), их взаимоутверждение; в основе отрицательной философии — их взаимоотрицание.

Но последнее, считает Шпет, самопротиворечиво, т.к., будучи последовательно и до конца проведенным, приведет к самоотрицанию. Ведь всякое отрицание есть утверждение своего отрицания, и либо оно должно оставаться неполным, не распространяясь на этот остаток утверждения внутри самого себя, либо оно должно перестать быть чистым отрицанием, обратившись на самое себя. Отрицательная философия может выбрать только первый путь, т.к. на втором пути она уже перейдет в философию положительную. Но на первом пути отрицательная философия оказывается существенно неполной, пораженной в самом основании этим privatio.

Стр.: [1], [2], 3, [4], [5]



Русская философия









'







osd.ru




Instagram