Г.Г. Шпет — высказывания | LOSEV-LIBRARY.RU

Русская философия. Г.Г. Шпет

Высказывания

Наука вся — невежества обмен
На новый вид невежества другого.

Человек — поющее животное.

Человек окружает себя миром звуков, чтобы воспринять в себя и обработать мир предметов.

Мы разделяем интеллектуальность и язык, но в действительности такого разделения не существует.

Народ пользуется языком, не зная, как он образовался, так что представляется, что язык не столько проявление сознательного творчества, сколько непроизвольное истечение самого духа.

Язык есть как бы внешнее явление духа народов, — их язык есть их дух, и их дух есть их язык.

…Хотим мы этого или нет, но до поры до времени мы все идем путем протоптанным: от груди матери и до…вот до какого момента? Давно замечено, что легче всего сокрушаются всякие теории, школы и академии людьми в 15 лет, когда голое «не» кажется самым убедительным аргументом…но труднее всего его произнести, когда школа, академия пройдены. Вот тут только подлинно великие произносят свое «не» и начинают свой непротоптанный путь.
(Письмо Г. Г. Шпета к сыну Сергею // Архив семьи Шпета). (С.7);

…История изучает историю, потому что мы здесь имеем дело со своеобразным отождествлением самого процесса, который мы изучаем, и науки. Когда мы произносим словосочетание «история народов» — это значит и наука и процесс. Наука об этом процессе также будет называться историей, но в том случае, когда возможно смешение, будем добавлять «наука».
(Шпет Г. Г. Логика. Ч.1. — М., 1912. — С.191). (С.19);

Логика истории есть логика истории как науки; философия истории есть философия истории, как эмпирической действительности.
(Шпет Г. Г. История как проблема логики. Критические и методологические исследования. Ч. 1.: Материалы. — М., 1916. — С.51). (С.20);

Слово, как осуществление знака, как отношения, есть социальный факт, по своей полной и подлинной конкретности, …он есть исторический факт…Подлинные формы истории, поэтому, как формы этих форм суть формы знака, слова: и внутренне и внешне…Поэтому и сходится так неожиданно то, что казалось столь противным: логика и история. Первая всякое содержание рассматривает как форму; вторая — всякую форму, как содержание. Философия само отношение их, т.е. отношение, где термины: слово (логика) и факт (история).
(Шпет Г. Г. Знак-значение как отношение sui generis и его система. Глава из рукописи [Язык и смысл. Ч.1] // Вопросы философии. — 2002. — №12. — С.83). (С.29);

Слово — это соотношение двух «вещей», как интерсубъективное отношение «сообщения», слово в качестве этого сообщения, представляет в двух аспектах: субъективном и объективном. В первом аспекте слово есть субъект отношения, термином которого является действие; само такое отношение есть отношение средства к цели, где слово — средство; представления, желания и под., — цель; и слово же — осуществленная цель.
Во втором аспекте, слово — субъект отношения, где термин — мысль; само отношение есть отношение логически оформленной мысли к себе самой, как содержанию; здесь слово — логическая форма, значение — идея, и слово же — осуществленная идея, т.е. понятие.
(Шпет Г. Г. Знак-значение как отношение sui generis и его система. Глава из рукописи [Язык и смысл. Ч.1] // Вопросы философии. — 2002. — №12. — С.90). (С.29)

Источники высказываний:

aforism.nnov.ru

Шпет Г. Г. Мысль и Слово. Избранные труды /сост. и отв. ред.: Т. Г. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2005. — 688с. — (Российские Пропилеи).


Русская философия









'







osd.ru




Instagram