2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер девятый. В.П. Троицкий. Семинар «Русская философия (традиция и современность)». Хроника: октябрь 2008 г. – апрель 2009 г.

Заседание № 52 (12 марта 2009 г.). Страница 2.

Стр.:[1], 2

Книга Вл. Соловьева обращает нас к вопросу о месте этического в современной жизни. Названная в свое время Федором Шперком «ненужным оправданием», она осталась как бы в тени русской философии. В невозможности дочитать ее до конца признавался Александр Блок, а Розанов пародийно высмеивал первичные основания нравственности, выделенные Соловьевым, говоря о том, что «чувство полового стыда никогда не испытывал». Почему вышло так, что «практическая философия» Соловьева, наиболее тщательно разработанная им в последний период его творчества, оказалась наименее востребованной в последующей культуре, даже если исключить заведомо чуждавшийся его идей советский период. Более того, критика рациональной этики становится имплицитно или явно одной из важных тем русской философии «после Соловьева». Всем памятна фраза Розанова из «Уединенного»: «Я еще не такой подлец, чтобы думать о морали». Д.И. Чижевский напишет подробную критику «этического формализма», из которой, правда, будет напечатан только весьма интересный текст «К проблеме двойника». У М.М. Бахтина мы будем также видеть поиск «живой» этики в его «философии поступка», преодолевающей формализм систем. Наше время, вводящее моду на моральные кодексы, напоминающие подчас административные регламенты, является ли оно более восприимчивым к этическому дискурсу, чем время Владимира Соловьева? То, что этика становится, в различных ее приложениях – как теоретических, так и прикладных – майнстримом современной философии, то, что современная демократия оказывается пока еще жизнеспособной во многом благодаря постоянному и волевому воспроизведению этического дискурса, возвращению к теме «справедливости» как фундаментальной этической основе «коммуникации» и «коммуникационного пространства», лишний раз убеждает нас в том, что не стоит сбрасывать со счетов работу, проделанную Соловьевым в конце XIX века. Скрытая цитата из «Права и нравственности» в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), родная для Соловьева проблематика, отраженная в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (2008), подсказывают нам, что данная сфера мысли оказывается актуальной и для Церкви, активно осмысляющей реалии современного социума.
Из выступлений: 1. Открывая вечер, А.П. Козырев рассуждал о важности возвращения этического в современное сознание, о том, что многие трудности здесь тесно сопряжены с процессами секуляризации общества, а также об актуальности «Оправдания Добра» Соловьева, его учения о морали, основанного на «естественном» законе «чистых добродетелей». Напомнил он и об известных попытках отталкивания от подобных построений в сторону этики свободного поступка и творчества. 2. С комментарием этического и символического содержания стихотворения Вл. Соловьева «Знамение» (оно единовременно «Оправданию Добра» и посвящено осмыслению известного события 1898 года – взрыву в монастыре, попытке уничтожения чудотворной Курской Коренной иконы Божьей Матери, «дело Уфимцева») выступил Н.В. Котрелев. Этическую позицию поэта он сопоставил с попыткой героизации тех, кто «колеблет веру», в пьесе Л. Андреева «Савва». 3. Далее, Б.В. Межуев предложил свой ответ на вопрос, почему «Оправдание Добра» было одним из самым непонятых произведений Соловьева как для современников (упоминались критические замечания Розанова, Эрна и Шестова), так и до сих пор остается таковым. Мало кто видит «Оправдание Добра» в общей панораме этической философии Соловьева (потому, к примеру, главенствует ошибочное противопоставление этой работы и завершительных «Трех разговоров») и то, что цементирует ее общий замысел: философ стремился восстановить распавшийся мир ценностей и к концу своей жизни отчетливо понимал, насколько это трудно. Синтезирующую роль в создании такого мира должна была играть, по Соловьеву, идея одоления смерти. 4. «Оправдание истории» и поиск в ней «высшей правды Света Христова» как ключевую тему соловьевского «Оправдания Добра» выделил Е.Б. Рашковский. Проблему «срывов и грешности» истории, ее всегдашней «недосказанности» Вл. Соловьев прослеживал на протяжении всего своего творчества, отметил выступавший. 5. Завершил вечер Р.Н. Холодов, размышлявший об актуальности этического учения Вл. Соловьева и необходимости прямой пропаганды Добра, в том числе музыкальными методами в борьбе с растлевающим влиянием современных масс-медиа. Было исполнено несколько авторских песен под гитару, в частности, композиция «Воины света идут на Вавилон».

Стр.:[1], 2







'







osd.ru




Instagram