11 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер девятый. В.П. Троицкий. Семинар «Русская философия (традиция и современность)». Хроника: октябрь 2008 г. – апрель 2009 г.

Заседание № 54 (9 апреля 2009 г.). Страница 1.

Стр.:1, [2]

Выступающие: Светлана Григорьевна Семенова (ИМЛИ РАН), Юрий Борисович Борев (ИМЛИ РАН), Михаил Александрович Маслин (МГУ), Петр Васильевич Палиевский (ИМЛИ РАН), Сергей Михайлович Половинкин (РГГУ), Андрей Андреевич Золотов (Президиум РАХ), Сергей Романович Федякин (Литинститут), Ростислав Феофанович Полищук (ФИАН), В.О. Осипов (издатель), Геннадий Петрович Аксенов (ИИЕТ РАН).
Тема: «Жизнь с мыслью». Вечер памяти Г.Д. Гачева (1929–2008).
Председательствующие: А.Г. Гачева, В.П. Троицкий.
Участвовали: Афанасьев С.В., Балановский Р.М., Балясный В.И., Бедланова Е.А., Безмолитвенный В.А., Белоусова А.А., Беспалова Л.А., Верхоломова Е.В., Виноградова Е.Б., Газдиева Е.И., Гайдин М.М., Гатиулина Е.К., Гачева Л.Г., Гвоздев А.В., Голованов Д.Л., Гомина И.И., Григорьева И.Д., Давыдов О.Б., Демушкин С.П., Добрый В.В., Дядькова Д.С., Епанчинцев Р.В., Жаданова В.В., Забродин А.Л., Зайцев Ю.Б., Заславская Е.Е., Заславская Т.В., Захарова О.В., Иванова Е.В., Кисель Н.А., Клеопов Д.А., Козлова О.И., Козырев А.П., Колодяжный Г.В., Коровин В.И., Кривенко А.Б., Ксенофонтов Л.Н., Кудрин В.Б., Лазько Н.В., Лысков М.Н., Малышева Г.М., Матрова Н.Б., Миндлин И.Я., Миргородский В.Н., Михайлова И.В., Московкин Н.И., Нестерова Л.И., Нилогов А.С., Панфилов М.М., Пашутин Л.А., Перова Е.Ю., Потапов В.И., Прошечкин Е.В., Рассуждаев Г.А., Ретунская Е.Н., Руднев В.В., Рябчук Н.П., Рязанская Л.Н., Самоделова Е.А., Селезнева Н.А., Сергеева М.Г., Сергеева Т.С., Сиднева Л.Н., Смольянинова М.Г., Соболев А.В., Созина Ю.А., Сологубов А.М., Соснова М.Л., Спиридонов С.Н., Тваури А.С., Тугин В.Г., Фисенко Д.Н., Фокин П.Е., Чепуренко Т.В., Шестова Е.А., Шишкин И.М., Щербаков А.И., Щербакова В.А., Ямнова И.А., Ярцева Г.В. Всего: 80 человек.
Резюме вечера: «Я – человек, живущий и размышляющий о жизни». Так написал о себе Г.Д. Гачев в книге «60 дней в мышлении», «книге порога», книге-открытии: в ней рождался особый «гачевский» стиль, его неповторимый слог – визитная карточка в мире Духа и Слова. Он начинал как литературовед в секторе теории Института мировой литературы. Здесь на рубеже 1950–60-х годов усилиями молодых ученых В.В. Кожинова, С.Г. Бочарова, П.В. Палиевского, Н.К. Гея, Ю.Б. Борева и самого Гачева создавалась новая теория литературы. Идея ускоренного развития литературы (автор называл ее «теорией относительности в гуманитарной культуре»), концепция содержательности художественных форм, исследования в области истории и теории образа, статьи о русской и болгарской литературе, книги о Чингизе Айтматове… – таков Гачев в ипостаси филолога.
Филологом он оставался всегда – много тонких литературных и языковедческих наблюдений и в его исследованиях национальных миров, и в работах по естествознанию. Но специалистом в узком смысле слова быть не хотел. Ему всегда было тесно в рамках одной дисциплины, отпущенная на волю мысль нудила раздвинуть рамки цехового, профессионального мастерства, объять необъятное, перепрыгнуть из филологии в математику, физику, химию, перетащив туда весь свой гуманитарный инструментарий, и сравнивать-сочетать электромагнетизм и романтизм, психологический анализ и строение вещества. А уж братско-сестринские сферы литературоведения, философии, психологии соприкасались и сплетались в его текстах почти всегда… В нем жило стремление к синтезу, к диалогу, ко взаимному обогащению областей Культуры, к узнаванию близкого и родного в непохожем и дальнем, к видению Бытия в его творческой полноте. Отсюда и образность гачевского мышления, позволяющая сопрягать явления, не сопоставимые на строго-логический взгляд, раскрывать глубинные смыслы вещей, богатство их красок, их голосов, сливающихся в многоцветную и многозвучную симфонию Бытия.
Как ликовал Г.Д. Гачев, когда вошло в обиход умное понятие «культуролог»! Наконец-то в глазах академического сообщества он перестал быть беззаконной кометой, дерзко перерезающей чужие пространства, выскочкой-дилетантом, смеющим судить о том, что профессионально анатомируют и педантично раскладывают по полочкам сонмы ученых мужей. Впрочем, и культурологом Гачев тоже был нестандартным, переходящим дозволенные пределы – пусть широкие, но все же пределы. Он тащил на подмостки строгой науки живую жизнь со всеми ее вопиющими «не»: немудряща, неотесана, неприглажена… Уравнивал в культурных правах Бытие и Мышление. Провозглашал единство само- и миро-познания. Мысль у него рождалась из жизни и должна была в эту жизнь возвратиться.

Стр.:1, [2]







'







osd.ru




Instagram