2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Людвиг Андреас Фейербах

Фейербах в России. Страница 2.

Стр.: [1], 2, [3]

В. С. Соловьев, выделяя в ряду мыслителей XIX в. "остроумного и талантливого Фейербаха", возражал против его афористических упрощений, вроде того, что "человек есть то, что он ест". Отмечая внутреннюю логическую связь между материализмом Фейербаха и философией Гегеля (Соловьев В. С. Соч.: В 2 т.: Т.2. - М., 1988. - С. 40-41), Соловьев выделял мысль Фейербаха о необходимости противопоставить безбрежному гегелевскому панлогизму реалистическое понимание человека (предмет познания - не бесплотный, неизвестно откуда взявшийся "субъект-объект", а человек, "отдельное лицо как мыслящее"). Не без влияния фейербаховской антропологии Соловьев рассматривал материализм как необходимое звено наряду с наукой и религией.

С. Н. Булгаков, посвятивший Фейербаху свое эссе "Религия человекобожия у Л. Фейербаха", видел в философской антропологии некую "религиозную основу" философии. Он отмечал понимание Фейербахом религии как связи человека с Богом и его трактовку человека, переживающего эту связь. Обвиняя Фейербаха в "демократическом человекобожии", Булгаков писал, что человек, по Фейербаху, "творил богов по собственному своему богоносному образу (хотя это и не значит, что он их сочинил)", тем самым показав "раздвоение человека с самим собой, отношение к себе как к другому, второму, не одному, не единственному, связанному, соединенному, соотносящемуся".

Н. А. Бердяев не только признавал влияние "Сущности христианства" на свое миросозерцание, но и использовал отдельные идеи Фейербахом при построении своего персонализма и своей версии религиозного экзистенциализма.

Оригинальным образом трактовал философскую антропологию Фейербаха В. И. Несмелов, к-рый в своем 2-томном труде "Наука о человеке" предпринял попытку использовать фейербахианство для подкрепления православия как "истины христианства". То соглашаясь с Фейербахом, то полемизируя с ним, Несмелов призывал православную церковь сменить систему координат, обратившись к реальному человеку и приняв во внимание "догадки" автора "Сущности христианства".

Философская антропология Ф. — предмет дискуссий в кругах "легальных марксистов" и социал-демократических теоретиков в нач. XX в.

Острота полемики объяснялась убеждением "легальных марксистов" в том, что марксизм не имеет собственной философской основы, каковую следует позаимствовать или у Канта, или у Фейербаха.

Пропаганда идей Фейербаха, в основном с т. зр. выяснения места его антропологического материализма в истории философии и отношения к диалектическому материализму, многим обязана Г. В. Плеханову. Определяющим в его понимании и интерпретации фейербахианства была работа над переводом брошюры Ф. Энгельса "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" и "Тезисов о Фейербахе" К. Маркса (опубликованы впервые на рус. языке в Женеве в 1892 г.). Мысли самого Плеханова наиболее ясно выражены в работах "Бернштейн и материализм",

"От идеализма к материализму", "Очерки по истории материализма" и др. трудах.

Подчеркивая специфический характер диалектического материализма, Г. В. Плеханов нередко то сближает философскую антропологию Ф. со спинозизмом "материалистическая философия Фейербаха была, как и философия Дидро, лишь родом спинозизма"), то утверждает, будто "Фейербах не знал, что он в XIX столетии был настоящим реставратором материализма XVIII века" (Плеханов Г. В. Соч. М., 1925. Т. 11. С. 19).

Отмечая заслуги Фейербаха в обосновании и разъяснении ценности философского материализма (он восхищается определением Фейербаха: "Истинное отношение мышления к бытию есть следующее: бытие — субъект, мышление — предикат"), Плеханов утверждал, что в антропологии открыты истинные пути объяснения "религии, этики и общественной жизни", присовокупляя при этом, что нем. мыслитель ощущал неясную, но довольно сильную потребность в материалистическом понимании истории. В этике Фейербах, по Плеханову, преодолев кажущуюся безусловность категорического императива И. Канта, развил теорию безусловной, так сказать, толерантности: терпимости к заблуждениям и ошибкам др. и требовательности к себе. В полемике с А.А. Богдановым и Я. А. Берманом Г. В. Плеханов решительно возражал против сближения взглядов Фейербаха со взглядами И. Дицгена и тем более

Э. Маха.

Стр.: [1], 2, [3]







'







osd.ru




Instagram