3 | LOSEV-LIBRARY.RU

Людвиг Андреас Фейербах

Биография. Страница 3.

Стр.: [1], [2], 3

Новый этап в идейном развитии Фейербаха наступил после 1839, когда он написал К критике философии Гегеля (Zur Kritik der Hegel'schen Philosophie, 1839) и свою самую известную работу – Сущность христианства (Das Wesen des Christentums, 1841), в которой обрушил всю тяжесть материалистической и, следовательно, атеистической критики на христианские воззрения и развивал новую «религию любви».

«Верить ты можешь без подтверждения исповедания своей веры делом, – писал он, – ведь верой ты обладаешь только для самого себя, любить же ты не можешь без исповедания своей любви, не обнаруживая ее, не реализуя ее, ибо любовью ты обладаешь не для себя, но для других». «Что это за умонастроение, что это за религия – религия любви? Это такое умонастроение, при котором человек в любви находит покой для своей души, разрешает загадку своей жизни, достигает конечной цели своей жизни, таким образом, обретает в любви то, что христианин искал в вере помимо любви». «К чему сводится мой принцип? К Я и к другому Я, к «эгоизму» и к «коммунизму», ибо и то и другое так друг с другом связаны, как голова и сердце. Без эгоизма у тебя не будет головы, без коммунизма – сердца».

Перу Фейербаха принадлежат также труды – Писатель и человек. Ряд юмористически-философских афоризмов (Abaelard und Heloise, oder der Schriftsteller und der Mensch. Eine Reihe humoristisch-philosophischer Aphorismen, 1834), Основные положения философии будущего (Grundsätze der Philosophie der Zukunft, 1843), Сущность религии (Vorlesungen über das Wesen der Religion, 1845), Теогония (Theogonie nach den Quellen des classischen, hebräischen und christlichen Altertums, 1857) и др.

Первое время жизнь в сельском уединении способствовала расцвету философского творчества и подъему писательского самоощущения:

«Я лучшую часть моей жизни провел не на кафедре, а в деревне, не в университетских аудиториях, а в храме природы».

Но в дальнейшем стали проявляться отрицательные результаты длительной оторванности от городских центров духовной культуры:

«Время, когда я навсегда сказал «прости» официально академической карьере и поселился в деревне, было такое страшно печальное и мрачное время».

Умонастроение Фейербаха редко было солнечным. Что-то угрюмое, тяжелое, давящее не покидало его, а наваливалось и щемило...:

«Разница между свободным и заключенным - чисто количественная, она заключается лишь в том, что первый из них находится в несколько более просторной тюрьме. Я, во всяком случае, всегда чувствую себя заключенным».

Философ живо интересовался политической жизнью в Германии и других странах, горячо приветствовал революцию 1848, позже заинтересовался идеологией марксизма и социализма а в 1870 (за два года до смерти) вступил в социал-демократическую партию. Но сам он не был активным политическим деятелем и, даже будучи в 1848 депутатом франкфуртского Национального собрания, оставался политически пассивным. Собственная деятельность Фейербаха ограничивалась идеологической борьбой против религии и идеализма.

Философия Фейербаха получила различные интерпретации: марксизм признал ее одним из своих источников, подчеркивая материализм и атеизм, а немарксистские историки философии считают ее предшественницей философской антропологии.

Последние годы жизни Фейербаха были омрачены невзгодами и лишениями. В 1859 г. его зять обанкротился и его фарфоровая фабрика была продана с аукциона. Философ лишился основного средства к существованию и был на старости лет изгнан из своего жилища в Брукберге, где он прожил последние несколько десятилетий:

«Я теперь, - писал он, - как цветок без цветочного горшка, как река без русла, как картина без рамы».

Если бы не Шиллеровский фонд, который с 1862 г. взял на себя денежную поддержку философа, помогая ему ежегодными выплатами в 300 талеров, философ вообще бы не смог сводить концы с концами.

Умер Фейербах в деревне Ре(й)хенберг, неподалеку от Нюрнберга, после нескольких мозговых кровоизлияний и последовавшего за ними паралича.

Через почти 60 лет на его могиле был воздвигнут памятник с цитатами-эпитафиями: «Человек создал Бога по своему образу и подобию» и «Твори добро из любви к человеку». А через два года этот монумент стал первой жертвой рвущегося к власти фашизма...

Стр.: [1], [2], 3







'







osd.ru




Instagram