2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Людвиг Андреас Фейербах

Биография. Страница 2.

Стр.: [1], 2, [3]

После анонимной публикации скандальных Мыслей и смерти и бессмертии (Gedanken über Tod und Unterblichkeit, aus den Papieren eines Denkers nebst einem Anhang theologisch-satirisch Xenien, 1830), в которых он отрицал истинность представлений о загробной жизни и личном бессмертии, Фейербах был уволен с должности и более не мог продолжить академической карьеры, хотя опубликовал в дальнейшем ряд значительных произведений, в частности труды: История новой философии от Бэкона до Спинозы (Geschichte der neuern philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza, в 1833 опубликовал первый том книги, второй том вышел в 1837, третий - в 1838; книга принесла предложения ряда журналов /"Берлинер Ярбухер" заказал автору рецензии на "Историю философии" Гегеля и "Философию права" Г. Шталя; здесь Фейербах, оставаясь еще в целом на идеалистических гегельянских позициях, уделяет большее внимание философам-материалистам и атеистам и высоко оценивает их вклад в развитие научной мысли), О Лейбнице (Darstellung, Entwicklung und Kritik der Leibnizschen Philosophie, 1837), О Пьере Бейле (Pierre Bayle. Ein Beitrag zur Geschichte der Philosophie und Menschheit, 1838). За ним закрепляется репутация атеиста, «антихриста».

Склонный к научным занятиям, к духовному развитию, и не найдя других возможностей к заработку и применению себя, Фейербах выбирает стезю писательства. Идет 30-й год его жизни: «Я по натуре гораздо менее предназначен быть учителем, чем мыслителем, исследователем».

В этот период, 1834-й год и далее, Фейербах переселяется на местожительство в деревню Брукберг (Тюрингия). Здесь он увлекается минералогией, геологией, биологическими науками; интересуется физиологией и ботаникой, энтомологией и анатомией мозга.

В 1843 г. между ним и Карлом Марксом состоялся мимолетный обмен письмами. Марке, будучи тогда редактором «Немецко-французских ежегодников», заказывает Фейербаху статью против Фридриха Шеллинга (Маркс: «Я считаю Вас необходимым, естественным, призванным их величествами природой и историей противником Шеллинга. Ваша борьба с ним - это борьба подлинной философии против философии мнимой».), а Фейербах вежливо «съезжает» с предложения ссылкой на то, что нет-де «никакой необходимости тратить время и силы на такое пустое, ничтожное и преходящее явление, как Шеллинг». В это время автору «Сущности христианства» уже 39 лет, а будущему творцу эпопеи о «Капитале»- 25 лет (Имеется в виду главный труд К. Маркса «Капитал» (т. 1, 1867 г.); работу над последующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию его друг и соратник Ф. Энгельс (т. 2, 1885 г.; т. 3, 1894 г.).

На связь идей Маркса с идеями Фейербаха указывает ряд общих мест. Например, у Фейербаха мы читаем: «Моим первым желанием было сделать философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь, неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией. Когда-то целью жизни для меня было мышление, теперь же жизнь является для меня целью мышления. Истинная философия заключается не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить людей». Сходные идеи развивал и Маркс в известных «Тезисах о Фейербахе» (1845).

В 1861 г. Фейербах познакомился с этикой Шопенгауэра и подверг ее резкой критике:

«Что бы ни говорил Шопенгауэр, всё же стремление к счастью — конечная цель и смысл всякого человеческого деяния и мышления».

Шопенгауэр же не оставался в долгу и запальчиво возражал:

«Девизом Фейербаха может быть только: после смерти - никаких наслаждений; ешьте и пейте!»

В 1837 г. Фейербах женился, найдя в супруге(Берте Лёв) свое семейное счастье. Она к тому же была совладелицей небольшой сельской фарфоровой фабрики, которой заведовал ее брат. Под производственное помещение использовался усадебного типа бывший господский охотничий домик. Здесь всё сошлось в удачном для молодоженов варианте, поскольку во флигеле этого домика чета Фейербахов нашла себе квартирный приют.

Поселились вроде бы ненадолго, но, как это обычно бывает, время рассудило по-своему. И прожил Фейербах в затишье деревенского своего уединения (скучно, не публично) долгие и по-затяжному бесконечные 24 года, прервав его лишь однажды для чтения лекций гейдельбергским студентам в 1848-1849.

Находясь вдали от немецких культурных и академических центров – в деревне Брукберг (Тюрингия), философ тем не менее сотрудничал с философскими журналами – «Галлескими ежегодниками по вопросам немецкой науки и искусства» («Hallische Jahrbücher für deutsche Wissenschaft und Kunst») и «Ежегодниками по вопросам научной критики» («Jahrbücher für wissenschaftliche Kritik») (т.н. «Берлинскими ежегодниками»), в которых публиковал яркие рецензии; преследовался цензурой, в частности, запрету подверглись его книги: О философии и христианстве (Über Philosophie und Christentum, 1839) и Предварительные тезисы к реформе философии (Vorläufige Thesen zur Reform der Philosophie, 1842), где он развивал идеи о том, что «вера в Христа есть вера в человека», поскольку «Христос был человек». Известен тезис Фейербаха: «Человек человеку Бог». Сотрудничество с журналами отложило отпечаток на стиль публикаций Фейербаха того времени (юмористические философские афоризмы "Писатель и человек", 1834).

Стр.: [1], 2, [3]







'







osd.ru




Instagram