39 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

В.П. Троицкий

Семинар «Русская философия (традиция и современность)».

Хроника. Октябрь–декабрь 2007 г.

Заседание № 39 (27 декабря 2007 г.). Страница 1.

Стр.: 1, [2], [3]

Докладчики: Алексей Николаевич Паршин (МИ РАН), Татьяна Николаевна Резвых (Дом-музей С.Н. Дурылина).

Тема: Православное богослужение и структура пространства-времени.

Председательствующий: В.П. Троицкий.

Участвовали: Александрин Ю.А., Архангельская С.Л., Архангельский М.Л., Байгуттуев А.А., Белошапка В.К., Беспалова Л.А., Благочиннова Т.Г., Бойкова Н.В., Борисов Е.Г., Ваганова Н.А., Визгин В.П., Виноградова В.С., Воскресенский В.А., Гендин Д.Д., Гинц Н.К., Григорьева И.Д., Громыко А.Е., Груднев А.В., Гудукина З.И., Данилова И.Л., Демидов Е.Е., Джагарова Г.М., Добрый В.В., Ельников В., Ермишина К.Б., Жаданова В.В., Жеглов А.Б., Зайцев О.Ю., Зархин Ю.Г., Зацепина Н.С., Зиненко В.Ю., Иванова Е.В., Итванов О.Ю., Камчатнов А.М., Киселев О.Н., Киселева Н.М., Клеопов Д.А., Козлов В.В., Козлов М., Козырев А.П., Коновалов С.П., Королевский В.Н., Кудрин В.Б., Куперштейн Б.Е., Лазарев С.С., Ласточкина Н.А., Лунгина Д.А., Малышев В.А., Мальцева О.В., Маргаритов В.С., Мартынов В.И., Мацюк А.В., Меньшикова Н.А., Михайлов Р.В., Михайловский А.В., Молчанов В.И., Морев Ю.С., Моров В.Г., Мороз Н.А., Нестеренко Ю.В., Николаева Н.В., о. Олег Мумриков, Новиков Ю.Ю., Палиевский П.В., Петрова Л.А., Петрова С.С., Полищук Е.С., Режабек Б.Г., Резвых А.П., Резвых П.В., Ретунская Е.Н., Розова Е.О., Седых О.М., Серебряков Н.С., Серебрякова И.А., Сиднева Л.Н., Симонов Р.А., Ситенко Т.Д., Скороходова С.И., Смирнов, Смугин Г.С., Соболев А.В., Соколов Б.Г., Солодовникова Е.Б., Спиридонова Г.П., Стацевич Ф.Ю., Суснина Т.В., Сухов А.Н., Тетерина Н.М., Титов А.В., Торхов Ю.Н., Трушечкин А.С., Федотова Т.И., Фешомова, Чертков С.В., Шапошников В.А., Шеенсон И.С., Шестова Е.А., Шишкин И.М., Шленов В.Л., Шокуров В.В., Шокурова С.И., Эпиктетова Л.А. Всего: 103 человека.

Тезисы доклада (прочитан А.Н. Паршиным, содокладчик Т.Н. Резвых активно участвовала в обсуждении и ответах на вопросы): О нашей эпохе часто говорят как о конце Нового времени. Быть может, самой характерной чертой модерна является процесс секуляризации, активно развивавшийся с конца Средних веков. Можно утверждать, что отход от христианской веры и борьба с нею, так ярко проявившиеся в России в XX веке, суть часть и острая фаза этого общемирового процесса. Гонения на веру и Церковь в нашей стране были возможны лишь при молчаливом согласии и равнодушии большей части образованного общества и народа. Коренные изменения в отношении людей к вере, сначала на Западе, а затем и в России произошли под влиянием новых гуманистических ценностей и естественнонаучного мировоззрения.

В глазах же людей, все еще относящихся к вере и Церкви с уважением, и вера и Церковь утратили свое бытийное онтологическое значение и превратились в сочетание регулятора моральных устоев и (или) хранителя старинных обычаев. И, наконец, для огромного количества православных людей, их вера в значительной степени оказалась обособлена от остальной жизни, от профессии, от культурных и социальных интересов и влечений.

По нашему мнению, именно взаимоотношения науки и веры, научного и церковного мировоззрений сыграли определяющую роль как в отходе от веры, так и в разорванности самого религиозного сознания.

Цель настоящего доклада – предложить новый (или, скорее, давно забытый) взгляд на православное мировоззрение как на форму духовного опыта, осмысление которого может быть сопоставлено с осмыслением опыта естествознания. Хотя исторически наука Нового времени и развивалась в остром антагонизме с христианством и полностью отвергла аскетический и богослужебный опыт веры, накопленный поколениями верующих в течение тысячелетий.

Кардинальной чертой создания науки в начале Нового времени была ломка представлений об окружающем нас мире, о его пространстве и времени. Анализ этого процесса дан в известном труде историка науки Александра Койре, название которого говорит само за себя: «От замкнутого мира к бесконечной вселенной». В процессе научной революции такие качества как бесконечность и вечность, бывшие атрибутами Бога, были перенесены в область естественного, посюстороннего (сюда же относится, конечно же, и Божественный Свет, ставший светом Просвещения). Об их подлинном происхождении очень скоро было забыто.

В докладе показывается, что Православие имеет свое представление о пространстве и времени, допускающее вполне строгое и явное выражение (на современном научном языке) и, что самое важное, ничуть не менее обоснованное опытом, чем представления современного естествознания.

Стр.: 1, [2], [3]

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram