36 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

В.П. Троицкий

Семинар «Русская философия (традиция и современность)».

Хроника. Октябрь–декабрь 2007 г.

Заседание № 36 ( 6 ноября 2007 г.)

Докладчик: Олег Викторович Марченко (РГГУ).

Тема: Памяти Владимира Францевича Эрна (1882–1917).

Председательствующий: В.П. Троицкий.

Участвовали: Архангельская С.Л., Белоцветова Е.И., Борисов Е.Ю., Визгин В.П., Вязенкина В.А., Грицанчук Н.И., Груднев А.В., Демидов С.С., Добрый В.В., Доля В.Е., Доля О.В., Жаданова В.В., Зайцев О.Ю., Захарова О.В., Зенин К.В., Иванова Е.В., Ильина В.В., Кононов Е.И., Крюкова М.И., Ксенофонтов Л.Н., Кудрин В.Б., Ладнева В.Н., Логинова Л.М., Марченко Б.П., Меньшикова Н.А., Модестова Т.Н., Москаленко Л.И., Пантелеев А.В., Петрова С.С., Полищук Е.С., Половинкин С.М., Пуминова Н.В., Савельева З.М., Седых О.М., Семенкин Н.С., Сиднева Л.Н., Скороходова С.И., Скошинцева Т.О., Скурлатов В.И., Соболев А.В., Соколов Б.Г., Соколова Н.М., Спиридонова Г.П., Тейдер В.Ф., Тихонова А.С., Торхов Ю.Н., Федотов А.М., Цаплин О.Е., Чалых А.В., Чертков С.В., Чусовитин П.П., Шишкин И.М., Шленов В.Л. Всего: 53 человека.

Тезисы доклада: Владимир Францевич Эрн – один из самых заметных представителей русского религиозно-философского Ренессанса начала ХХ века, талантливый философ, историк, публицист, яркая личность. «Внутренний “лад” его души, – писал об Эрне С.А. Асколь¬дов, – поражал своим твердым и гармоничным музыкальным строем. В речах, во всем внешнем облике, в твердом и спокойном взгляде его глаз чувствовалась непоколебимая уверенность интеллектуальной и моральной совести». Человек глубокой и подлинной религиозности, больших и разнообразных дарований, цельная натура которого органически сочетала могучее волевое начало и вдохновенную созерцательность, Эрн остался в памяти многих его современников как «мыслитель с темпераментом бойца» (Г.В. Флоровский), «исповедник и витязь начала Логоса, мужеской солнечности» (С.Н. Булгаков).

Тема борьбы, Логоса, нравственной и интеллектуальной самоопределенности, звучащая в характеристиках духового облика Эрна, является и доминантой его философии. «В слове логос для меня объединяются все особенности той философии, которая основательно забыта современностью и которая мною считается единственно истинной, здоровой, нужной. Λογος – есть лозунг, зовущий философию от схоластики и отвлеченности вернуться к жизни и, не насилуя жизни схемами, наоборот, внимая ей, стать вдохновенной и чуткой истолковательницей ее божественного смысла, ее скрытой радости, ее глубоких задач».

Эрн был одним из первых среди молодого поколения русских философов начала ХХ столетия, кто решительно встал на путь построения религиозной метафизики. В отличие от многих своих старших и младших коллег, он не проделывал эволюции «от марксизма к идеализму» или «от неокантианства к неославянофильству», твердо и с самого начала отстаивая позицию православного онтологизма как единственно плодотворную для русского философского сознания. Это убеждение, подкрепленное историческими штудиями, позднее реализовалось и в эрновской концепции оригинальной русской философии.

Из вопросов и обсуждений: 1. Прежде всего, затрагивались темы биографического характера: вопрос о состоянии архива Эрна и степени его изученности; деятельность «Христианского Братства Борьбы»; взаимоотношения Эрна и В.П. Свенцицкого (последний, по оценке докладчика, был «совершенно достоевский человек, нередко шедший на ставрогинские эксперименты»). 2. В ряде вопросов и развернутых реплик оспаривались некоторые характеристики, высказанные в докладе, например, допустимо ли определение «христианский социализм» (восходит к С.Н. Булгакову) применительно к программе «Христианского Братства Борьбы». Ставилось также под сомнение «изначальное православие» Эрна, на что, возражая, докладчик привел обширную цитату из А.С. Суворина (где известный публицист весьма едко комментирует обвинения в неправославии, выдвинутые «неким Грингмутом» в адрес Вл. Соловьева) и призвал вообще не сравнивать философские системы с катехизисом. Конечно же, подчеркнул докладчик, тяга к мировой культуре и желание, скажем, «поклониться святым камням Акрополя» никак не может затрагивать или ставить под сомнение конфессиональную принадлежность Эрна.

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram