37 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

В.П. Троицкий

Семинар «Русская философия (традиция и современность)».

Хроника. Октябрь–декабрь 2007 г.

Заседание № 37 (22 ноября 2007 г.)

Докладчик: Александр Фридрихович Филиппов (ГУ – ВШЭ).

Тема: «Номос земли» и политическая философия Карла Шмитта.

Председательствующий: А.Н. Паршин.

Участвовали: Агре Н.С., Архангельский М.Н., Афонский Л.Н., Ванецев А.С., Ващенко С.И., Визгин В.П., Гарматюк В.С., Груднев А.В., Дубовицкая М.А., Ефремов А.В., Жаданова В.В., Камчатнов А.М., Климачев В.С., Климачев Ю.С., Кондакова М.В., Коринец Ю.Ю., Куперштейн Б.Е., Малер А.М., Мариен Б.П., Медведева А.Д., Мельников С.А., Михайловский А.В., Молчанов В.И., Моров В.Г., Мумджан Э.Л., Нефедова А.В., Попов А.Л., Попов Ю.Н., Резвых Т.Н., Резниченко А.И., Сергеев С.М., Скурлатов В.И., Соболев А.В., Соколов Б.Г., Старостин Б.А., Троицкий В.П., Федотов А.М., Чусовитин П.П., Эпиктетова Л.А. Всего: 39 человек.

Тезисы доклада: Карл Шмитт (1888–1985) – немецкий юрист и философ права. Он стал широко известен в 20-е гг. благодаря сочинениям, в которых соединялись исторический, юридический, философский и социологический анализ актуальных вопросов политики и права. Книги «Диктатура» (1921), «Политическая теология» (1922), «Духовно-историческое положение современного парламентаризма» и, конечно, «Понятие политического» (1927) были заметным явлением не только в те годы. Они актуальны и сейчас.

В 30-е гг. Шмитт поддержал нацистов, его деятельность осудили после войны очень многие. Объективное обсуждение поднятых им вопросов было затруднено. Между тем, с конца 30-х гг. Шмитт развивает совершенно новые темы, все значение и масштаб которых осознается только теперь. Если в 20-е гг. он посвятил немало усилий критике либерализма как правовой идеологии и политической философии, то в позднейший период речь идет о философском переосмыслении истории европейского права в связи с историей западной колонизации Нового света. Кульминацией его исследований стала книга «Номос земли в праве народов jus publicum europaeum».

Ключевое положение этой книги мы передадим словами самого Шмитта: «Все доглобальные порядки были по существу сухопутными (terran), даже если они содержали в себе господство над морем и талассократии. Изначально сухопутный мир изменился в эпоху открытий, когда земля впервые была охвачена и измерена глобальным сознанием европейских народов. Так возник первый номос земли. Он покоился на определенном отношении пространственного порядка прочной суши к пространственному порядку свободного моря и 400 лет был носителем европоцентричного права народов – jus publicum europaeum. Тогда, в XVI в. именно Англия осмелилась сделать шаг от сухопутного к морскому существованию. Следующим шагом была промышленная революция, в ходе которой земля была охвачена по-новому и по-новому измерена».

Что означает «морское существование»? Как в этой связи понимать свободу человека? Что роднит пирата и естествоиспытателя? Об этом пойдет речь в нашем сообщении.

Из вопросов и обсуждений: 1. Ряд вопросов и соответствующие разъяснения и комментарии докладчика затрагивали подробности биографии и творческой эволюции философа: ощущал ли себя Шмитт католическим мыслителем; участие Геринга в его спасении от репрессий; прямое использование труда Шмитта «Учение о конституции» при создании законодательной базы государства Израиль; русофобия Шмитта, видевшего в русских настоящую континентальную силу; сжатый и мощный стиль работ Шмитта, трудный для передачи в переводах; его отношение к христианской идее «удерживающего» и «универсальным ценностям»; роль предшественников и идейные влияния – Зиммель, Ратцель, журналы по геополитике, «подозрительное отношение к морю» еще у античных мыслителей. 2. Специально комментировалась проблема связности, континуальности творчества Шмитта (в ответ на развернутый вопрос А.В. Михайловского): он никогда не был остановившимся мыслителем, потому реагировал на события и часто ошибался, но для него всегда оставалась константой жажда порядка, который сопрягает принуждение и повиновение. 3. На вопрос А.В. Груднева, чем же все-таки особо интересен Шмитт и почему он, в частности, столь привлекателен для нынешних «левых», докладчик отвечал так: уже эстетическое удовольствие от текстов Шмитта имеет немалое значение; но самое важное, конечно, в том, что он ставит актуальные вопросы практической философии: о соотношении должного и недолжного, об источниках правовых ограничений, о глубинном устройстве человеческого сообщества и др. А интерес «левых» понятен, поскольку на самом деле между крайне «правыми» (Шмитт, конечно, принадлежал к «правым») и крайне «левыми» всегда имеется много точек соприкосновения. 4. Так что же роднит пирата и естествоиспытателя? – напомнил забытую докладчиком тему А.Н. Паршин. Ответ, в русле построений Шмитта, таков: их роднит новое отношение к действительности, умение оторваться от непосредственного созерцания; при этом столь же новую, самоценную роль приобретает техника, к примеру, корабль и его вооружение – для пирата, приборы и механизмы – для естествоиспытателя. Так проявляется органическая связь великих географических открытий и факта появления науки в ее современном понимании.

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram