5 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

М.Ю. Эдельштейн

XII «Лосевские чтения» – Международная научная конференция «Античность и русская культура Серебряного века» (к 85-летию проф. А.А. Тахо-Годи). Страница 5.

Стр.: [1], [2], [3], [4], 5, [6], [7], [8]

Вопрос о возможном влиянии Флоренского на Мандельштама поставила в своем выступлении к.филос.наук О.М. Седых (Москва, МГУ). В докладе «“Мед, вино и молоко”: мотив обращенного времени в творчестве П.А. Флоренского и О.Э. Мандельштама» она попыталась прояснить значение одного из загадочных лейтмотивов культуры Серебряного века, показывая, что и философ, и поэт связывают этот мотив с идеей преодоления времени, имеющей, однако, у них различное концептуальное выражение.

Д.филол. наук, профессор А.В. Полонский (Белгород, Белгородский государственный университет) в докладе «Ника Самофракийская: два языка – два образа (Павликовска-Ясножевска в переводе Ахматовой)» рассмотрел два «ментальных события», обозначенных именем древнегреческой богини Победы, явленных в стихотворении «Nike» польской поэтессы М. Павликовской-Ясножевской и в его переводе, сделанном Анной Ахматовой.

На дневном заседании 17 октября речь шла о русской литературе и культуре XX века, в диапазоне от М. Волошина до поэтов ленинградского самиздата 1970–80-х гг.

В докладе д.филос. наук, профессора Тартуского университета Л.Н. Столовича (Эстония) «Античный Космос Максимилиана Волошина» аргументировалась идея о том, что именно античный мир был доминантой мировоззрения, творчества и жизни Волошина. Для следующего за Гераклитом поэта «игра» не метафора, а одна из универсальных форм борьбы противоположностей, «антиномизма». Свой античный идеал Волошин действенно осуществлял в коктебельском Доме Поэта.

«“Я изучала греческие статуи и античные вазы”: Максимилиан Волошин и Айседора Дункан» – так был озаглавлен доклад профессора университета Бергамо У. Перси (Италия). По мнению итальянского исследователя, в теории и в танцевальной практике А. Дункан соединились концепции древнегреческой культуры и основы современного танцовщице Ар Нуво. Эту синтетичность ее искусства первым из русских авторов понял М. Волошин, познакомивший с А. Дункан русскую публику в трех статьях 1904 года.

Главный редактор журнал «Звезда» А.Ю. Арьев (Санкт-Петер¬бург) выступил с докладом «Античные маски в “Садах” Георгия Иванова», где проанализировал «эклектические» стихи поэта 1910-х гг., в которых отразилась проблематика петербургского извода русской культуры Серебряного века с ее дихотомией «Афины» – «Иерусалим». В поздних стихах Г. Иванова его «эклектика» приобрела глубокий антиномичный характер.

Старший библиограф Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова К.А. Жабинский (Ростов-на-Дону) в докладе «Античные мотивы в стихотворении Велимира Хлебникова “Усадьба ночью, чингисхань!”» сосредоточился на образе Газдрубала в указанном тексте и продемонстрировал его связь с центральной любовной темой стихотворения и с фигурой его адресата – К. Богуславской (Пуни).

Доклад д.филос. наук, профессора В.Г. Белоуса (Санкт-Петер¬бург, СПбГУ) «Р.В. Иванов-Разумник. Письмо “об Аристофане подлинном и переаристофаненном”» был посвящен переводу комедии Аристофана «Богатство», осуществленному Ивановым-Разумником под псевдонимом В. Холмский, а также сохранившемуся в архиве ИРЛИ (Пушкинский Дом) его критическому разбору переводов Аристофана, выполненных А.И. Пиотровским.

Проследить, как за пределами Серебряного века продолжались заложенные в начале ХХ столетия традиции восприятия античности, попытался докторант университета Хельсинки С.А. Завьялов (Финляндия), представив доклад «Античность и Серебряный век в транскрипции ленинградского ретромодерна 1970-х – 1980-х». На примере стихотворений В. Кривулина и А. Драгомощенко С.А. Завьялов проанализировал работу с античным материалом у ретромодернистов, продолживших традицию Серебряного века, и у евроавангардистов, порвавших с этой традицией ради восстановления единого общеевропейского поэтического процесса.

В последний день конференции, 18 октября, в центре внимания и на утреннем, и на дневном заседаниях была философская проблематика и, в не последнюю очередь, различные аспекты творчества последнего философа Серебряного века А.Ф. Лосева, в память которого и было задумано в конце 1980-х годов регулярное проведение «Лосевских чтений».

Д.филос.наук, профессор М.Н. Громов (Москва, Институт философии РАН) в докладе «Южный цивилизационный вектор» предложил заменить стереотипную и упрощающую, с его точки зрения, триаду «Запад – Россия – Восток» схемой многовекторного культурного развития России, где основную роль играет южный вектор. По мнению докладчика, именно с Юга (Восточное Средиземноморье, Эллада, Византия, Палестина) с древних времен шли на Север дары духовной культуры. Этот вектор важен не только для эпохи Древней Руси – во времена Серебряного века его «основополагающий смысл» вновь актуализируется.

Доклад «Античная терминология и новая философия музыки» доктора искусствоведения, профессора К.В. Зенкина (Москва, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского) был посвящен обращению А.Ф. Лосева к специфически античному звучанию ряда понятий: эйдоса, числа, гиле, меона, сущности, энергии. Воскрешение исконного смысла названных терминов оказалось чрезвычайно плодотворным для современного (постклассического, но не постмодернистского) осмысления природы музыки.

Стр.: [1], [2], [3], [4], 5, [6], [7], [8]

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram