2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

М.Ю. Эдельштейн

XII «Лосевские чтения» – Международная научная конференция «Античность и русская культура Серебряного века» (к 85-летию проф. А.А. Тахо-Годи). Страница 2.

Стр.: [1], 2, [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Дневное заседание 15 октября было посвящено одной из ключевых фигур Серебряного века – Вяч. Иванову. Не случайно открылось оно выступлением о столь важном для русского поэта античном боге, как Дионис, – докладом чл.-корр. РАН А.Н. Паршина (МИ РАН), озаглавленным «“Зеркало Диониса”» в античной и русской культуре». Докладчик охарактеризовал мифологический образ «зеркала Диониса» (на основе поэмы Нонна «Деяния Диониса») и проследил его функционирование в произведениях античной («Государство» Платона) и русской («Пределы гносеологии» о.П. Флоренского, «Нос» Н. Гоголя, «Двойник» Ф. Достоевского) культур.

Профессор университета Марии Кюри-Склодовской в Люблине М. Цимборска-Лебода (Польша) представила доклад «“Над палимпсестом эллинских словес”: Психея и Эрос в поэзии Вяч. Иванова (миф о Душе)». Как показала исследовательница, над традиционным сюжетом о Психее, в изложении которого поэт опирается на Платона и Апулея, Иванов «надстраивает» христианский слой, что способствует универсализации смысла древнего мифа.

К.филол.наук О.А. Кузнецова (Санкт-Петербург, ИРЛИ (Пушкинский дом) РАН) в качестве иллюстрации к докладу «Визуальные образы античности в творчестве Вяч. Иванова» продемонстрировала ряд изображений: статуэтку так называемого «Нарцисса» из Археологического музея Неаполя, сюжет «Пан и Психея» в творчестве прерафаэлитов, картину О. Редона «Полифем» – и обратила внимание на то, что мифологические персонажи создаются поэтом не только под непосредственным впечатлением классических источников, но и на основании их позднейших интерпретаций. Это позволило под новым углом рассмотреть явные и скрытые экфрасисы и интерпретации античных мотивов в сборнике Иванова «Прозрачность» и по-новому поставить проблему соотношения вербального и визуального в поэтике символистов.

Доклад к.филол. наук С.Д. Титаренко (Санкт-Петербург, СПбГУ) «Поэма Вяч. Иванова “Ars Mystica” и античная традиция» был построен на анализе неопубликованной юношеской (1889) поэмы Вяч. Иванова, посвященной теургической природе искусства. Особое внимание докладчица уделила доказательству влияния на поэму послания Горация «Ars Poetica» («К Пизонам») и демонстрации того, как русский поэт трансформирует принципы горацианской поэтики под влиянием идей Платона (отсюда ноуменальный принцип изображения реальности, мифологизация, отход от аристотелевского понимания «мимесиса» к платоновской «эйдологии»). При этом контаминация латинского слова «ars» и греческого «mystica», этимологически связанного с понятием «мистерия», в заглавии ивановской поэмы заставляет вспомнить и о теургии, которая Ивановым вслед за Вл. Соловьевым понимается как всеобщее преобразование и как высшая цель искусства.

К.историч. наук Е.В. Ляпустина (Москва, Института всеобщей истории РАН) представила доклад «Латинская диссертация Вяч. Иванова о публиканах: к истории текста», где, сопоставив сведения из автобиографических материалов поэта со сведениями, содержащимися в его переписке, проследила, как и когда складывался текст его диссертации: окончательно определившись с темой в начале 1893 года, Вяч. Иванов весной 1895 года завершил работу практически в том виде, как она была опубликована через 15 лет.

Наблюдениям над стихотворениями-дифирамбами Вяч. Иванова в аспекте их связи с мифом и ритуалом, а также в контексте истории русского литературного языка и переводческой практики, был посвящен доклад д.филол. наук А.Г. Грек (Москва, Институт русского языка РАН) «Стилистика стихотворений-дифирамбов Вяч. Иванова». В качестве единиц описания были выбраны мифологические имена, ритм и цепи звуковых повторов, выражающих в тексте идею непрерывности, составные прилагательные – «грецизмы», краткие и/или усеченные формы прилагательных в атрибутивной функции и диалог в его «эмбриональной» форме.

На утреннем заседании во второй день конференции 16 октября обсуждались преимущественно общеэстетические и стиховедческие вопросы, а также вопросы теории перевода.

Д.филол. наук, профессор А.А. Асоян (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет) в докладе «Орфический миф в культуре Серебряного века» сосредоточил внимание на «летейской глубине» философских и художественных интерпретаций нисхождения Орфея в Аид Вл. Соловьевым, «младшими символистами», И. Анненским и др., у которых драма Орфея и Эвридики мыслится в контексте «свободной теургии» (соловьевцы) и «двойного» («здесь» и «там») бытия (И. Анненский).

Рецепции мифа об Атлантиде в творчестве В. Брюсова от неоконченной поэмы «Атлантида» (1897) до исторического исследования «Учителя учителей» проанализировал к.филол.наук Г.В. Нефедьев (Москва) в докладе «Атлантида в трудах и днях В.Я. Брюсова». В отличие от многих современников Брюсов рассматривал Атлантиду как в оптике своего поэтического мифотворчества, так и при помощи методов исторической науки, что позволило ему, по мысли докладчика, высказать об Атлантиде ряд ценных суждений, остающихся актуальными и поныне.

Стр.: [1], 2, [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram