Эдельштейн | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

М.Ю. Эдельштейн

XII «Лосевские чтения» – Международная научная конференция «Античность и русская культура Серебряного века» (к 85-летию проф. А.А. Тахо-Годи). Страница 1.

Стр.: 1, [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

С 15 по 18 октября 2007 г. в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» прошли XII «Лосевские чтения» – Международная научная конференция «Античность и русская культура Серебряного века», приуроченная к 85-летию ученицы и наследницы А.Ф. Лосева, известного филолога-классика, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного профессора МГУ им. М.В. Ломоносова Азы Алибековны Тахо-Годи. Конференция была организована Культурно-просветительским обществом «Лосевские беседы», Научным Советом «История мировой культуры» РАН, Библиотекой истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» при участии Музея «Мемориальная квартира Андрея Белого», Государственного литературного музея (Музей «Серебряного века») при финансовой поддержке префектуры ЦАО г. Москвы и Вернадского отделения Сбербанка РФ.

Научную часть конференции предваряло приветствие директора библиотеки «Дом А.Ф. Лосева» В.В. Ильиной.

На утреннем заседании в первый день конференции 15 октября рассматривались по преимуществу общетеоретические и общеэстетические аспекты темы.

Открыл его д.филос.наук В.В. Бычков (Москва, Институт философии РАН), чей доклад «Трансформация миметического сознания в эстетике Серебряного века» был посвящен смене принципа изоморфизма принципом символического выражения в русском изобразительном искусстве («мирискусники», В. Кандинский, К. Малевич) и эстетических теориях (Вяч. Иванов, П. Флоренский, А. Лосев) первых десятилетий XX века. Миметизм в эстетике Серебряного века, по мысли докладчика, не исчезает, но видоизменяется, превращаясь в требование глубинной смысловой адекватности образа и первообраза при раскрепощении формы.

Д.филос. наук, профессор А.Л. Доброхотов (Москва, МГУ) в докладе «Мир как театр в сознании Серебряного века» указал на происходившую в «серебряновечном» мышлении инверсию принципа «мир есть театр»: театр начинает рассматриваться как лаборатория, моделирующая жизненные стратегии, а театрализация самой жизни – как способ жизнестроительства. Докладчик продемонстрировал, как «переворачивание» античной метафоры стало одним из катализаторов размежевания эстетики и практики театральных миров в начале XX века.

Автор доклада «Мифологический статус эстетических теорий Серебряного века» профессор университета Огайо В.Л. Марченков (США) рассмотрел способы выражения учения о теургии у Вл. Соловьева, А. Скрябина и Вяч. Иванова. Философия искусства Соловьева представляет собой зарождающуюся мифософию, взгляд Скрябина на искусство – это романтический миф, тогда как Иванов создает зрелый, разработанный вариант мифософии, основывающейся на понятии историко-культурной традиции.

Профессор университета Лозанны Л.М. Геллер (Швейцария), выступивший с докладом «Незавершенные метаморфозы» указал на значимость восходящего, в частности, к Овидию мотива трансформации, превращения в прозе (А. Кондратьев, П. Муратов, А. Грин, А. Белый), поэзии (Ф. Сологуб), живописи (М. Врубель) Серебряного века.

В докладе «Ассирия и Вавилон в поэзии старших символистов» д.филос.наук В.В. Емельянов (Санкт-Петербург, СПбГУ) показал, как совокупные усилия В. Брюсова, К. Бальмонта, М. Волошина, Ф. Соло¬губа, выросших в эпоху популяризации главных ассириологических открытий, сформировали тот образ древней Месопотамии, который получил развитие в поэзии акмеистов (концепты власти, войны, закона, насильственно установленного порядка, с одной стороны, познания тайн неба и мира мертвых – с другой). Из поздних стихов Брюсова в публицистику Мандельштама перешла и ассоциация между древней Месопотамией и советской властью.

Д.филол.наук, профессор Л.А. Колобаева (Москва, МГУ) в докладе «Полифункциональность неомифологизма в творчестве символистов (В. Брюсов, Вяч. Иванов, И. Анненский)» исследовала различные подходы к мифу в творчестве поэтов-символистов и, взяв за основу сформулированную А.Ф. Лосевым триаду самой структуры мифа – «личность, история и слово», проследила, какие трансформации претерпевает миф, взаимодействуя с той или иной индивидуальной поэтикой.

Стр.: 1, [2], [3] , [4] , [5] , [6] , [7] , [8]

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram