4 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

М.Ю. Эдельштейн

XII «Лосевские чтения» – Международная научная конференция «Античность и русская культура Серебряного века» (к 85-летию проф. А.А. Тахо-Годи). Страница 4.

Стр.: [1], [2], [3], 4, [5], [6], [7], [8]

Об обнаруженных в Отделе рукописей РГБ записях Андрея Белого рассказала к.филол.наук Е.В. Глухова (Москва, РГГУ) в докладе «Конспекты Андрея Белого по истории гностицизма». Было высказано предположение, что, несмотря на обширные цитаты из латинских и греческих авторов, Белый пользовался не самими первоисточниками, а написанной по-латыни в начале XIX в. книгой по истории оккультизма барона фон Гаммера, которая упоминается самим писателем в романе «Серебряный голубь».

К.филол. наук М.Б. Шапошников (Москва, ГЛМ) посвятил свой доклад «Античные мотивы в творчестве Сергея Соловьева» доказательству тезиса о том, что лучшие произведения поэта-символиста были навеяны именно «тенями античности», а обращение к христианству стало одной из причин его творческого оскудения.

Доклад к.филол. наук Т.Ф. Теперик (Москва, МГУ) «Н.С. Гумилев и античность» был построен на анализе нескольких вариантов рецепции античности в творчестве поэта. Кроме произведений, непосредственно обращенных к античной тематике, исследовательница выделила стихотворения, которые, не будучи прямо связанными с греческой или римской древностью, тем не менее содержат античные мотивы, сравнения, образы, без осмысления которых смысл целого не может быть понят правильно. Такая «непредсказуемая античность» более всего характерна для гумилевских стихов о любви и поэзии.

Доклады, посвященные преимущественно творчеству Д. Мереж¬ковского и О. Мандельштама, прозвучали на утреннем заседании в третий день работы конференции 17 октября.

Проанализировав ряд эссе Д. Мережковского, адъюнкт Ягелонского университета в Кракове А. Дудек (Польша) поставил в докладе «Между Акрополем и Пантеоном. Античный мир в творчестве Дмитрия Мережковского» вопрос о присущей писателю стратегии подражания древним. Однако миметизм в классическом значении этого термина – для Мережковского лишь отправная точка для творческого переосмысления античных мотивов в различных «злободневных» целях.

Тому же автору было посвящено выступление д.филол. наук, профессора А.В. Успенской (Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов) «Греческая трагедия в переводах Д.С. Мережковского». Докладчица предприняла попытку «реабилитировать» переводы Мережковского из античных трагиков, многократно переиздававшиеся в конце XIX – начале XX вв., но получившие отрицательную оценку критики и, в конце концов, практически забытые.

В докладе д.филол. наук, профессор Е.А. Андрущенко (Украина, Харьковский педагогический институт) «Античность в литературной критике Д.С. Мережковского» было показано, как непосредственное восхищение античностью в ранних статьях Мережковского сменилось осознанным включением античного кода в религиозно-философскую концепцию, что повышало статус русской литературы XIX века, делало ее равновеликой величайшим достижениям древности и Ренессанса, вводило в широчайший контекст мировой культуры.

Автор доклада «“Пчелы Персефоны”: об источнике мотива» д.филол.наук, профессор Д.М. Магомедова (Москва, РГГУ) указала, что среди на драму Ф. Сологуба «Дар мудрых пчел» как на один из подтекстов стихотворения О. Мандельштама «Возьми на радость из моих ладоней». К драме Сологуба, по мнению исследовательницы, восходит мандельштамовский загадочный «античный» образ «пчел Персефоны», который, как известно, не упоминается в гомеровских и орфических гимнах к Деметре и Персефоне (другие греческие источники, например, Гесикл, у которого идет речь о пчелах как об одном из атрибутов Персефоны, вряд ли могли быть известны поэту).

В докладе «Негодующая Федра» д.филол. наук О.А. Лекманов (Москва, МГУ) дал ряд схолий к образу Федры из стихотворения О. Мандельштама «Вполоборота, о печаль…». Само стихотворение О.А. Лекманов предложил рассматривать как идеальное акмеистическое произведение, так как оно практически целиком соткано из ци¬тат – поэтических и живописных, и в свою очередь само стало источником цитирования во многих позднейших текстах.

Д.филол. наук, профессор И.А. Есаулов (Москва, РГГУ) в докладе «“Внутренний эллинизм” О. Мандельштама и русская идея Серебряного века» отметил созвучие известных высказываний поэта об эллинистической природе русского языка христианскому пониманию русской идеи, как она истолковывается у Вяч. Иванова. Логос-слово в его новозаветном греческом (т.е. эллинском) смысле потому и несет в себе «бытийственность», что зиждется на Воплощении в Слове Бога, т.е. Христа.

Д.филол. наук, профессором В.М. Толмачевым (Москва, МГУ) был представлен доклад «“Бессонница. Гомер. Тугие паруса…” – античность ли?» Известное стихотворение Мандельштама было проанализировано не только с точки зрения поэтики, но и с учетом «биографического контекста». В итоге было высказано предположение, что это «античное» стихотворение обращено к М. Цветаевой и может быть рассмотрено как первое произведение так называемого «цветаевского цикла» О. Мандельштама.

Стр.: [1], [2], [3], 4, [5], [6], [7], [8]

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram