3 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Наши публикации

В.В. Бычков

О книге «Русская теургическая эстетика». Страница 3.

Стр.: [1], [2], 3

Само искусство было осмыслено как боговдохновенное творчество, а художник — как Богом избранный глашатай и проводник духовных мыслеобразов, выражаемых только и исключительно в художественной форме, как теург, сознанием и рукой которого руководят божественные силы, София Премудрость Божия. Художественная деятельность, наконец, в русле этой эстетики представлялась той идеальной парадигмой, на основе которой, т.е. по эстетическим принципам, должна строиться человеческая жизнь и культура будущего, завершаться сам процесс божественного творения мира усилиями художников-творцов-теургов — созидание Царства Божия на земле (идеи Соловьева, Бердяева).

Оценив столь высоко место эстетического опыта в человеческой жизни и культуре, теургическая эстетика совершенно по-иному, чем господствовавшая в этот же период социально ориентированная эстетика, взглянула на многие положения и проблемы эстетики, высветив их прежде всего духовные, анагогические аспекты. Многие мыслители и пи¬сатели того времени ощутили начало какого-то грандиозного кризиса религии, искусства, культуры, самого человека (особенно остро переживали этот процесс Бердяев и Белый), чувствовали приближение апокалиптических времен, но, тем не менее, пытались искать пути выхода из очевидного кризиса бытия. Одним из таких путей им и представлялся путь теургического творчества.

В русле теургической эстетики было показано, что искусство и культура не противоположны религии, но исторически возникли в тесном контакте с ней, на ее основе и имеют общую духовно-анагогическую ориентацию на высшие духовные ценности; что искусство в сущности своей является выражением смысла бытия и главной его функцией является творчески-преображающая, направленная как на каждого конкретного человека, так и на земной мир в целом; что в искусстве челове¬честву через посредство феномена гения даны законы преображения жизни на путях софийно-теургического творчества; что личное, индивидуальное творчество может активно способствовать преображению мира, когда оно органично, диалектически вписано в структуру соборного сознания всего человечества, питается им и питает его своей энергией.

Представителями теургической эстетики были подробно разработаны многие, актуальные и сегодня для эстетики темы: эстетика как наука, изучающая пути к полноте бытия; выражение как основа эстетического; многомерность эстетического опыта; ценностный аспект красоты; онтологический смысл красоты; софийный аспект красоты; красота как выражение единства бытия; метафизические смыслы прекрасного и безобразного; эсхатология творчества; творчество как антроподицея; искусство как «приращение» бытия и как упреждение «иного бытия»; художественность искусства, его духовный и софийный смыслы; самодостаточность художественной формы; духовная герменевтика искусства; проблемы художественного символа и образа; богословие, философия и эстетика иконы; эсхатологический смысл кризиса культуры и искусства ХХ века; культура и одичание на техногенной основе; смерть искусства в ХХ веке; основы идеального искусства будущего; музыка как эстетическая парадигма искусства; духовность как основа художественности в искусстве; анагогический смысл сублимации в эстетическом опыте; символ как основа художественного творчества; эзотерический смысл символизма; беспредметность как художественное содержание искусства; абсурд как важный художественный принцип и некоторые другие.

В период начала глобального кризиса культуры и человечества, в ситуации последовательной переоценки всех традиционных ценностей культуры русская теургическая эстетика, являясь одним из главных направлений в эстетике второй половины XIX — первой половины XX веков, убедительно показала, что эстетический опыт во всех его проявлениях, красота как высшая ценность, искусство в его традиционном понимании чувственно воспринимаемого выразителя духовной материи составляют сущностную часть бытия человека как homo sapiens, без которых человек может утратить свой высокий статус в Универсуме, свою сущность. Поэтому при любых самых глобальных цивилизационных преобразованиях и революциях человеку необходимы, возможно в достаточно модифицированных формах, основные эстетические ценности (не говоря уже о нравственных), чтобы самому сохраниться как виду и избежать уже реально нависшей над ним угрозы уничтожения.

Стр.: [1], [2], 3

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram