Бычков | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер седьмой.

Наши публикации

В.В. Бычков

О книге «Русская теургическая эстетика». Страница 1.

Стр.: 1, [2], [3]

Представляемая вашему вниманию книга является завершающим трудом моего большого проекта, посвященного истории православной эстетики от ранних отцов Церкви до ХХ века, до сих пор не изученной в мировой науке. Основные этапы этой истории, отраженные в соответствующих моих монографиях, публиковавшихся с 1977 г.: эстетика отцов Церкви, византийская эстетика, древнерусская эстетика и русская теургическая эстетика. Характерной чертой православной эстетики, отличающей ее от западноевропейской, является ярко выраженная софийно-литургическая (для средних веков) и софийно-теургическая (для Серебряного века) направленность эстетического сознания. Ее главный смысл заключается в оптимально возможном для художественно-эстетических средств выражении метафизической реальности и возведении к ней реципиента. Вся имплицитная эстетика греко-славянско-русского православного ареала ориентирована на выявление этого смысла.

Эстетика отрицания ранних отцов Церкви была направлена на размежевание с языческими традициями в культуре, искусстве, самой мысли об искусстве и красоте, в отношении к искусству и красоте. Уже тогда на первый план начали выходить принципы непрямого изоморфизма (в отличие от изоморфизма античности). Парадигмами служили ветхозаветный креационизм в целом и сотворение человека по образу и подобию Божию, евангельский смысл Слова как основы всего тварного мира, предельно свободная аллегореза (аллегорическая экзегетика) текстов Писания Филона Александрийского, эманационно-эйдетическая теория Плотина, несколько позже (с IV в.) – принципиальный антиномизм мышления при подходе к высшей духовной сфере; теория знака Августина, его психология эстетического восприятия. Наметился явный отход от пластического мышления, пластических интуиций античности к вербально-символическому, аллегорическому выражению духовных феноменов.

Византийская эстетика формировалась на основе греко-римского духовно-художественного наследия и библейской (в ее составе и ветхозаветной, иудейской) эстетики в русле христианской религиозности. Начиная с отцов александрийцев и каппадокийцев, а затем Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и т.д., византийская эстетика активно разрабатывает практику и теорию глобального образно-символического выражения. Основные этапы на этом пути: символическое и апофатическое богословие автора «Ареопагитик» и затем с периода иконоборчества (VIII–IX вв.) всеобъемлющая теория иконы – живописного образа (символа) практически невизуализируемых сущностей (Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, отцы VII Вселенского собора). В целом для этого периода речь может идти о развитой имплицитной богословской эстетике. Здесь же формируется литургическая эстетика с осмыслением литургического образа как носителя энергии архетипа и эстетика аскетизма (интериорная эстетика). Складываются начала искусствознания в жанре византийского экфрасиса произведений искусства. При этом существовавший с античности жанр библейского и греко-римского экфрасиса дополняется новым развернутым типом экзегетического, или герменевтического, описания произведений архитектуры и церковной живописи. В центре всех этих линий или направлений византийской эстетики находятся проблемы выражения духовных сущностей средствами искусства, возведения человека к этим сущностям, преображения его души и духа по мере возможности; приобщения к духовной энергии через посредство образа; духовной красоты и ее значения для духовного возрастания и т.п.

Древнерусская эстетика сложилась на основе фольклорной (языческой) эстетики древних славян, византийской эстетики, южнославянской книжности. В отличие от византийского мира, здесь практически не было богословской эстетики. Эстетический опыт, эстетическое сознание древних русичей запечатлелись в их книжности и, прежде всего и с наибольшей силой, в древнерусском изобразительном искусстве и архитектуре. Если говорить очень обобщенно, то древнерусская эстетика в сфере художественной практики, хорошо уловив сущностный дух византийского эстетического опыта, с одной стороны, значительно приблизила его к славянско-русскому менталитету, а с другой – углубила и довела до логического завершения некоторые принципы, намеченные в византийской эстетике.

Стр.: 1, [2], [3]

Вы можете скачать Седьмой выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram