2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Виктор Иванович Несмелов.

Биография. Страница 2.

Стр. [1], 2, [3], [4]

Во втором томе (Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1901) разрабатываются идеи христианской сотериологии, прежде всего проблема зла в человеке. Несмелов не соглашается с характеристикой зла как «простого недостатка» и признает его реальное проявление в действиях как отдельного человека, так и человечества.

Бердяев охарактеризовал эту книгу как «опыт философского оправдания христианства» в рамках религиозно-философской антропологии, а самого Несмелова как самое яркое явление русской духовно-академической философии.

Первые занятия философией склоняли Несмелова в сторону эмпиризма; он сначала отрицал возможность метафизики, скептически относился к «разумному» обоснованию религиозной веры. В дальнейшем оннаправил свои усилия на соединение веры и науки и, подготавливая свою диссертацию «Догматическая система Св. Григория Нисского», он углубился в проблемы философской антропологии.

Как отмечал В.В.Зеньковский, замысел Несмелова очень приближался к тому, что ныне называют «экзистенциальная философия». У Несмелова его религиозное сознание своеобразно осветило проблему человека, - из этой основной характерной для него интуиции развилось все его религиозное и философское сознание.

Несмелов строил систему, чтобы «научно» выразить свою основную интуицию, в которой и надо искать ключ ко всем его филос. и богословским построениям; здесь как раз и заключено, по Зеньковскому, все наиболее важное и ценное, что дал Несмелов философии. Впрочем, не то важно, как он пытался выразить философски основы учения христианства, - здесь есть много спорного и одностороннего, - а именно то, что он пытался философски выразить то, что открывает нам христианство в человеке.

Для него, как и для М.М.Тареева, характерно положение о центральности духовног опыта человека, учение о том, чем живет человек, какова его реальность. Не только в том дело, чтобы «познать» человека, но и в том, чтобы соответственно этому осмыслить и направить свою жизнь.

Процесс познания возникает собственно не из потребностей мысли, а из потребностей жизни. Поэтому корни философии не в положительных знаниях о мире, а в познании человека о самом себе; задача философии - в построении живого мировоззрения.

Философия есть наука о человеке как носителе разумных основ и выразителе идеальных целей жизни.

Человек же, считал Несмелов, свободен идеально, насколько он стремится к свободе, и свободен реально, насколько фактически осуществляет в своей жизни идеал свободы. Ценность этого идеала выражается не столько его практическим значением, сколько той ролью, которую этот идеал играет во внутреннем развитии человеческой личности: «В идее свободы "Я" осуществляется не как пассивное сознание и выражение особности человека от окружающих его предметов, а как живая энергия, к-рая существует сама по себе, независимо от всех данных условий жизни, и утверждается сама для себя, независимо от всех единичных состояний сознания, т.е. "Я" осуществляется не как животная особь, а как свободная личность, могущая не только переживать известные выражения жизни, но и творить все содержание жизни своею собственною властною волей. В силу же такого самоопределения человек перестает быть тем, что он фактически есть, и становится тем, чем он желает быть и чем стремится быть».

Стр. [1], 2, [3], [4]







'







osd.ru




Instagram