5 | LOSEV-LIBRARY.RU

Федотов Георгий Петрович

Страница 5.

Стр. : [1], [2], [3], [4], 5

Отделяя православное от русского, Ф. сосредоточивался на проблеме усмотрения своеобразия рус. религиозности и духовности, на фоне общехрист. идеала. Эта исследовательская программа разворачивалась в полном соответствии с пневматологией Ф. как исследование духовных процессов на разл. уровнях религ. жизни.

Если на высших ее ступенях в древнерус. святости "евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было в истории" (Святые Древней Руси, 1931), то в нижних полуцерк. слоях этот "идеал бледнеет или осложняется др., чуждыми ему элементами", (Стихи духовные, 1935).

Т.о., рус. духовный тип представлялся Ф. сложным комплексом христ. и полуязыческих компонентов, слитых, однако, в нерасчленимое единство, важнейшей чертой к-рого он признавал кенотизм т.е. уподобление Христу, уничижение, кроткое непротивление, жертвенность.

По Ф., нац. духовный тип, "душа народа" могут быть представлены не статически, а динамически как перманентное разворачивание нац. самосознания.

В рус. истории он различал три эпохи (символизируемые тремя столицами - Киевом, Москвой и Петербургом), к-рые соответствовали разл. дух.- культ, установкам.

Резко выступая против евразийства, Ф. настаивал на европ. истоках рус. культуры, связавшейся через Византию с культурным наследием греко-римского мира. Если в Киеве Русь свободно самоопределялась по отношению к Западу и Востоку, то Моск. царство, по Ф., представляло собой соединение византийского типа государственности и татарского ханства, враждебных свободе, а петровская империя, несмотря на грандиозность своих культурных свершений, страдала прозападническим, германо-романским уклоном.

Исключительное значение для судьбы рус. культуры Ф. придавал славянскому языку, к-рый облегчил приобщение народа к христианству, церкви, но в то же время поставил барьер в освоении интеллектуальных плодов античной культуры.

Именно отсутствием развитой филос.-богосл. культуры Ф. объяснял "беспочвенность" рус. интеллигенции, вынужденной в постпетровскую эпоху усваивать результаты зап. мысли, в том числе радикальные социальные теории.

Измена монархии своей просветительной миссии, по Ф., поставила ее в оппозицию к интеллигенции, к-рая, воодушевляясь идеей борьбы с самодержавием после победы революции, пала жертвой собственной полит, деятельности (Трагедия интеллигенции, 1926).

При этом, по мнению Ф., интеллигентский тип даже в своих крайних атеистических формах сохранял кенотические христианские черты рус. духовности, что создавало предпосылки для синтеза традиций европ. петровской и православной рус. культуры.

В посткоммунист. России Ф. отводил интеллигенции роль духовной элиты, призванной катализировать процесс возрождения нац. культуры.

Выступая против любых форм радикальных социальных преобразований, Ф. оценивал рус. революцию как нац. катастрофу, фактически изменившую весь духовный облик нации. Вместе с тем он признавал, что даже самые серьезные социальные коллизии не способны прервать преемственность ист. традиции на самых глубинных уровнях духовности. Отсюда его повышенный интерес к дух.-культ, процессам в сов. России, через изучение к-рых он стремился выяснить: "Что умерло без остатка? Что замерло в анабиозе? Что относится к исторически изношенным одеждам России и что к самой ее душе и телу, без к-рых Россия не Россия" (Россия Ключевского // Россия, Европа и мы. Сб. ст. Париж, 1973, с. 138).

Выступив с концепцией "пореволюционного сознания" как творческой реакции на факт революции и отказываясь от идеи полит, реставрации, Ф. стремился обрисовать черты новой посткоммунистической России через критическое уяснение рус. ист. опыта в свете совр. ему ист. эпохи. Взгляды Ф., развиваемые более чем в 300 работах, вызывали самые разл. оценки и подчас весьма бурные дискуссии на страницах эмигрантской печати. Многие работы историка, особенно в сфере исследования нац. духовности и культуры, на сегодняшний день не потеряли своей науч. ценности, а некоторые его эссе можно отнести к лучшим образцам рус. публицистики в целом.

Источники:

Галахтин М. Г. Федотов [Текст] /М. Г. Галахтин // Русская философия: малый энциклопедический словарь – М.: Наука, 1995. – С. 538 – 541;

Кураев В. И. Федотов [Текст] / В. И. Кураев // Русская философия: словарь / под общ. ред. М. А. Маслина – М.: Республика, 1995. – С. 533 – 534;

Стр. : [1], [2], [3], [4], 5

  • Библиография

  • Высказывания

  • Календарь памятных дат на 2006 г.

  • Сентябрь







  • '







    osd.ru




    Instagram