2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Федотов Георгий Петрович

Страница 2.

Стр. : [1], 2, [3], [4], [5]

Принципы ист. исследования духовных процессов, во многом опиравшиеся на поиски представителей фр. катол. модернизма (Бремонд, Ле Руа, Бергсон) и в какой-то мере упредившие проблематику "новой ист. науки" (школы "Анналов"), с успехом были реализованы Ф. в изучении рус. духовной культуры и религиозности в поэмигрантский период творчества. Стимулирующее влияние также оказала на него работа А.П. Кадлубовского "Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых" (Рус. филол. вести., 1902).

В исторических соч. Ф. "Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам" (1935), "Святой Филипп, митрополит Московский" (1928), "Святые Древней Руси" (1931), "Русская религиозная мысль" (в 2 т., 1946, на англ, языке), "Сокровищница русской духовности" (1948, на англ, языке) работа историка-аналитика сочетается с историософскими отступлениями и обобщениями, опирается на ясно очер-ченный философско-мировоззренческий фундамент оригинального христианского мышления. В них Ф. нарисовал широкую картину становления и развития рус. духовной, в т. ч. философской, мысли, выступил против сведения национально-специфического к религиозному, смешения "византийского" и "православного" начал в духовной культуре России.

В работах, опубликованных Ф. в эмиграции, начинает преобладать историософская, культурол. и христ.-соц. проблематика, а также тема ист. судьбы России и рус. культуры.

Резко выступая против всех форм ист. детерминизма и телеологизма - религиозных (Августин), рационалистических (Гегель) и материалистических (Маркс) - Ф. отстаивал идею свободы, понимаемую как "возможность выбора между разными вариантами ист. пути народов". В то же время Ф. признавал, что "власть прошлого, тяжелый или благодетельный груз традиций эту свободу выбора чрезвычайно ограничивает". При этом свобода, составляющая исходную интуицию историософии Ф., трактуется им предельно конкретно, в зависимости от того содержания, к к-рому это понятие прилагается.

В богосл.- филос. смысле свобода понимается Ф. как преодоление зависимости от законов природы и греховного мира, окончательно достижимое лишь в Царствии Божием, а также, в духе Достоевского, как борьба в душе человека божественных и демонических сил, исход к-рой не предопределен всемогуществом Бога, оставляющим человеку возможность спасения и в результате собственных усилий.

В социально-правовом аспекте свобода выступает у Ф. как "утверждение границ для власти гос-ва, к-рые определяются неотъемлемыми правами личности", и как неизбежный компромисс церк. и светской властей, а также разл. христ. конфессий между собой (Рождение свободы, 1949). Интеллектуальная свобода - свобода науч. исследования, религ. свобода - свобода вероисповедания и т.д. Наконец, по Ф., не следует недооценивать наличия бытовой свободы, каковая существовала, напр., в постпетровской России.

Исходным принципом христ. историософии Ф. выступает диалект, утверждение несоизмеримости Бога и истории и одновременно существования перманентного "отклика" человека на божественную Благодать.

Стр. : [1], 2, [3], [4], [5]

  • Библиография

  • Высказывания

  • Календарь памятных дат на 2006 г.

  • Сентябрь







  • '







    osd.ru




    Instagram