2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер девятый. Справочно-библиографический раздел

Н.К. Малинаускене. Из истории «Лосевских чтений» (о конференции «Проблемы мировой и отечественной культуры в творчестве А.Ф. Лосева», Ростов-на-Дону, 9 – 12 октября 1989 г.). Страница 2.


Стр.: [1], 2, [3], [4]

Опираясь на статьи Лосева в сборнике «Античность как тип культуры» (а именно: «Античная философия и общественно-эконо¬мические формации. Два очерка» и «Типы античного мышления»), Г.В. Драч (Ростов-на-Дону) развивал тему «Античный космологизм: обоснование социокультурной парадигмы». Он затронул проблемы, связанные с ролью природы, принципом соматизма, социально-психологическим толкованием рабства, и пришел к выводу, что в трудах Лосева – прозрение и осмысление сегодняшних проблем.
В тот же день состоялось вечернее заседание, на котором было заслушано еще четыре доклада. С.С. Купцов (Гомель) представил доклад «Античная культура и философия как поле развертывания мысли А.Ф. Лосева». Как правило, античность рассматривается учеными на основе определенного способа производства и соответствующих надстроек. Но Лосева волновал сокровенный человек, он искал личность. Лосев – великий собеседник, дело его – мыслящий дух. Открытие смысла деятельности Лосева еще впереди.
В.А. Гуторов в докладе «Некоторые особенности интерпертации в творчестве Лосева социальных утопий Платона» (Ленинград) на материале III тома «Истории античной эстетики» и статьи 1979 г. «Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба» проанализировал идейно-политическую направленность идеализма Платона. Обратившись к анализу «Государства» и «Законов», докладчик указал на амбивалентность всякой утопии, на то, что утопия превращается в антиутопию (Замятин, Хаксли, Оруэлл).
В докладе Т.И. Адуло (Минск) «Лосев и духовные процессы 20-х годов» культурные процессы, проходившие в России в 20-е годы, низкий уровень подготовки кадров, пролеткультовская концепция развития культуры были рассмотрены в связи с открывающим лосевскую книгу «Дерзание духа» (1988) предисловием, адресованным молодым читателям и названным «Сокровище мыслящих». М.С. Глазман (Коломна) обратился к неоплатонизму у Джордано Бруно в докладе «Проблема философии Дж. Бруно в “Эстетике Возрождения” А.Ф. Лосева». Главное внимание он уделил трактату Бруно «О героическом энтузиазме», в частности, любви как особому акту познания.
10 октября участники конференции ездили на родину Алексея Федоровича Лосева в Новочеркасск. Там они посетили классическую гимназию, где учился Лосев (школу № 3), осмотрели музей школы, часть экспозиции которого посвящена философу. Затем побывали на улице Михайловская: около церкви, где крестили Лосева, и у места, где находится предполагаемый дом Лосевых. В Музее донского казачества его сотрудниками для гостей была проведена экскурсия. Закончилось посещение Новочеркасска панихидой в кафедральном Вознесенском соборе в центре города.
11 октября на конференции было заслушано 16 докладов. Утреннее заседание открылось докладом А.Н. Ерыгина (Ростов-на-Дону) «Некоторые проблемы истории русской философии в творчестве А.Ф. Лосева». Докладчик говорил о том, что русской философии, в отличие от западноевропейской, чужда чистая абстракция, что для нее значимо интуитивное постижение динамики жизни. У Лосева проводится разделение русской мысли на самобытную и западническую. Сам Лосев – и историк философии, и оригинальный философ. Особо А.Н. Ерыгин остановился на статье Лосева 1919 г. «Русская философия», опубликованной в обратном переводе с немецкого языка в журнале «Век XX и мир» (1988 г.).
Большинство докладов, как и в первый день заседаний, были посвящены философской проблематике. Так, Ю.Ф. Панасенко (Москва) в докладе «Слово и сознание» рассмотрел взаимосвязи категорий «человек», «личность», «сознание», «слово», «любовь». И.И. Ковалева (Москва) рассказала «О значении “Диалектики мифа” в судьбе автора». Доклад М.И. Челидзе (Тбилиси) «А.Ф. Лосев о развитии и самоотрицании античной мифологии» прочитал В.П. Яковлев. Н.А. Алмаев (Москва) свой доклад посвятил теме «А.Ф. Лосев и Э. Гуссерль: сходство, различие и взаимодополнимость логических ходов». Т. Чермантеева (Ростов-на-Дону) осветила тему «Методология анализа античной философии в трудах А.Ф. Лосева». Г.Т. Масалкин (Батуми) рассуждал «О функциях мифа и мифологии». Несколько докладов имели филологическую направленность: О.М. Савельева (Москва) «Греческий синтаксис в освещении А.Ф. Лосева», М.А. Таривердиева (Москва) «О семантической основе синтаксиса в работах А.Ф. Лосева», Н.К. Малинаускене (Москва) «Некоторые принципы филологического анализа термина в работах А.Ф. Лосева по истории античной эстетики», Л.Б. Сумм (Москва) «Лосев и греческая трагедия». В.П. Завьялова (Москва) сделала доклад на тему «Проблема раннего эллинизма в творчестве Лосева».

Стр.: [1], 2, [3], [4]







'







osd.ru




Instagram