Малинаускене Н.К | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер девятый. Справочно-библиографический раздел

Н.К. Малинаускене. Из истории «Лосевских чтений» (о конференции «Проблемы мировой и отечественной культуры в творчестве А.Ф. Лосева», Ростов-на-Дону, 9 – 12 октября 1989 г.). Страница 1.


Стр.: 1, [2], [3], [4]

Одна из первых конференций в память А.Ф.Лосева – теоретическая конференция «Проблемы мировой и отечественной культуры в творчестве А.Ф. Лосева» – была организована Проблемным советом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР «Методологические проблемы теории и истории отечественной и мировой культуры», отделением общественных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы, Северо-Кавказским отделением Философского общества СССР и философским факультетом Ростовского университета. Конференция открылась 9 октября 1989 г. в Ростове-на-Дону в помещении Северо-Кавказского научного центра высшей школы. После приветствия студентов училища культуры в адрес участников конференции вступительное слово произнес профессор Е.Я. Режабек. Затем план работы конференции огласил профессор В.П. Яковлев.
В первый день конференции было заслушано 11 докладов. Утреннее заседание открылось докладом «Лосев – гуманист», который представил В.Е. Давидович (Ростов-на-Дону). Он говорил о создании Лосевым свода истории античной философской и эстетической мысли, о безграничном гуманизме, пронизывающим все его творения, о необходимости создания научной биографии ученого. Наследие Лосева, по словам докладчика, исполнено чистотой духа и ясностью мысли. М.К. Махарадзе (Тбилиси) обратился к теме «Лосев о неоплатонизме», подчеркнув, что имя Лосева очень популярно в Грузии: в 1972 г. в Тбилиси были изданы «Первоосновы теологии» Прокла в переводе и с комментариями Лосева; издательством Тбилисского университета был выпущен сборник, посвященный 90-летию ученого; в 1988 г. проведена конференция его памяти (организатор – Денеза Зумбадзе). Докладчик отметил, что Лосев досконально изучил философскую систему неоплатонизма и ее влияние на гуманистов эпохи Возрождения, а также особенности грузинского неоплатонизма, его отличия от западного.
Проф. А.Н. Чанышев (Москва, МГУ) в докладе «Любовь в Древней Греции» вопрос, была ли любовь в античности, связал с вопросом, была ли в Древней Греции личность, поскольку истинная любовь, по Бердяеву, есть утверждение лика любимого, его неповторимой индивидуальности. Обратившись к примерам из античной литературы, автор сделал вывод, что в Древней Греции были зачатки личности.
В.Н. Дубровин (Ростов-на-Дону) прочитал доклад «Методологические проблемы истории философии в трудах Лосева» с уточнением названия: «Опыт реконструкции методологии историко-философского исследования в трудах Лосева». Охарактеризовав философию как предельно общее осмысление действительности, а историю философии как школу философского мышления, докладчик подчеркнул роль знания непосредственных источников, владения языком оригинала, что часто становится проблематичным для рядового историка философии. Лосев же был профессионалом, умевшим сочетать эмпиризм и обобщения, анализ источников и анализ традиции, показавшим необходимость терминологического изучения каждой философской системы, рассматривавшим таковую не только как явление историко-философского ряда, но и как явление историко-литературного ряда.
А.В. Потемкин (Ростов-на-Дону) выступил с докладом «Лосев о культурно-исторической специфике античной философии». Для Лосева, как отметил докладчик, античная философия – преодоление антропоморфного мифа и превращение его в логический миф. Философия Платона и Аристотеля – абстрактное мифологизирование. Далее происходило наполнение этой формы мысли другим историческим содержанием. Лосев понял суть античной культуры, реконструировал ее здание.
«О высшей социальной функции философии» рассуждал в своем докладе проф. В.П. Яковлев (Ростов-на-Дону). Рождение философии свидетельствует о том, что только свободное общество нуждается в философии. Без философии нет свободы, как без свободы нет философии. Миф – это сознание несвободного мира, так как люди еще не доверяют самим себе. Миф – воспроизведение существующих порядков, не зависящих от человеческой воли. Где возникает возможность и необходимость самостоятельного выбора, определения иерархии ценностей и приоритетов, средств их достижения, там необходима новая форма духовности (Афины). Есть мнение, что философия, выполнив свою историческую роль, передает эстафету другим формам сознания. Но философия может умереть только вместе со свободой. Ничем не обосновано и мнение о служебной роли философии. Философия не служанка, не просто методология науки. У нее есть самостоятельная ценность, высшая социальная функция, она – поле, определяющее саму жизнедеятельность.

Стр.: 1, [2], [3], [4]







'







osd.ru




Instagram