Введенский5 | LOSEV-LIBRARY.RU

А.И. Введенский

Страница 5

Стр. [1], [2], [3], [4], 5

Проверить истинность как этой теории, так и всего здания, воздвигнутого на ее основе, можно только путем проверки правильности того мышления, которое служило орудием построений. Поэтому в учении Введенского громадное значение приобретает логика, которая 1) никоим образом не может быть логикой открытий, потому что "реальные связи в мире не разлагаются на чисто логические", а может быть только логикой проверки; 2) ценность логики - в той роли, которую она может сыграть для теории познания, проверяя истинность последней, то есть роль логики чисто служебная; 3) поэтому логика является частью теории познания, и, как наука оценивающая, она должна быть строго отграничена от психологии. Ограничивая таким образом значение логики, Введенский тем самым дает ей право касаться всех тех вопросов, которых касается теория познания. Поэтому последний труд Введенского "Логика, как часть теории познания" (СПб., 1912) охватывает собою все мировоззрение Введенского и все главнейшие выводы его философии. Изложение логических законов и форм мышления, в чем логика Введенского мало отступает от логики Аристотеля, идет у него параллельно с изложением способов доказательства и методов их проверки, а также со сравнительной оценкой познавательного значения суждений, в зависимости от их формы и их материала. Попутно идет и критика познавательного значения различных форм умозаключений, например, четырех фигур силлогизма, относительно которых Введенский доказывает, что каждая из них может быть сведена на любую другую. Доказательству этой мысли посвящена брошюра, выпущенная Введенским еще в 1897 г.: "Новая постановка вопроса о самостоятельности четырех фигур силлогизма", содержание которой теперь целиком вошло в "Логику". В нее вошло и чисто логическое доказательство философского критицизма, которое Введенский изложил в виде доклада в СПб. Философском Обществе и затем выпустил в виде особой брошюры под заглавием: "Новое и легкое доказательство философского критицизма" (СПб, 1909). Доказательство это сводится к тому, что закон противоречия, в противоположность другим логическим законам, имеет двойственный характер. Нельзя представить себе осуществленного противоречия, а потому для представлений это закон естественный; но мыслить противоречие можно, а потому для мышления это закон нормативный, то есть такой, несоблюдение которого возможно, но соблюдение обусловливает правильность мышления. Из такого двойственного характера закона противоречия следует, что его применение правомерно только по отношению к представлениям, за пределами которых его правомерность остается недоказанной. Сюда же вошло и подготовленное предыдущими работами Введенского учение его о невозможности никакой метафизики в виде знания и о неопровержимости любой в виде веры, а в связи с этим логическая критика рационализма, интуитивизма и мистицизма, в их попытках обосновать научную метафизику. Наконец, здесь же намечается возможный путь для метафизики в виде морально обоснованной веры. В 1910 г. Введенский издал учебник "логики для гимназий", удостоенный большой премии имени императора Петра Великого .

Кроме упомянутых выше сочинений Введенского ему принадлежат следующие очерки и рецензии: "Научная деятельность М.И. Владиславлева" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1890, № 6), "Значение философской деятельности Н.Н. Страхова" ("Образование", 1896, № 3), "Russische Literatur uber Kant" ("Kantstudien", 1896, № 1), "Об атеизме в философии Спинозы" ("Вопросы Философии и Психологии", книга 37-я, 1897), "Судьбы философии в России" (ib., книга 42-я, 1898), "О мистицизме и критицизме В.С. Соловьева" (ib., книга 56-я, 1901), "Об экспериментальной дидактике А.П. Нечаева" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1901, № 12), "О задачах современной психологии" ("Вестник и Библиотека для самообразования", 1903), "Профессор Г. Челпанова учебник логики" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1908, № 6), "Что такое философский критицизм?" ("Новое слово", 1909, № 1). Некоторые из упомянутых выше статей, главным образом, касающиеся отношений веры и знания, вошли в сборник "Философские Очерки" (СПб., 1901). К. Милорадович.

Стр. [1], [2], [3], [4], 5

Источник







'







osd.ru




Instagram