2 | LOSEV-LIBRARY.RU

Кроче Бенедетто

Философские взгляды Б. Кроче.. Страница 2.

Стр.:[1], 2, [3]

Назвав свое учение «религией свободы», Кроче, в отличие от традиционных теорий, отрицающих формальный характер демократических свобод, откровенно утверждает, это реальная свобода - понятие, лишенное смысла, что «свобода всегда является „формальной"» («Indagini zu Hegel...». – Р. 109). Что касается демократии, то она отвергается им даже как формальный принцип. Историю, по Кроче, делают великие люди; народные массы, неспособные к самостоятельной мысли и действию, в лучшем случае являются пассивным воспреемником их идей. «С точки зрения либерализма, который всегда был против теории равенства, свобода есть средство создания и возвышения аристократии, а не демократии» («Politics and morals». - L., 1946. - Р. 83).

Философия истории Кроче также является восстанием против натурализма. История как творение настоящего есть акт мышления и поэтому также есть философия. История – это философия, а философия – это история. По сути дела, история есть высшая форма философии, кульминация развития духа, начинавшего с художественного выражения. Поскольку, согласно Кроче, существует только разум, историческое повествование всегда носит философский характер, ибо представляет собой настоящее, интерпретирующее прошлое и в этой интерпретации буквально его творящее. Описать прошлое – значит высказать оценочное суждение в настоящем; каждое поколение должно писать историю заново. Поэтому история – это философия. В то же время оценочное суждение есть проявление творческого характера разума, и эта его активность становится частью истории разума. Поэтому философия – это история.

Кроче принимал за исходный материал познания, как духовной активности вообще, «бесформенную материю» ощущений («Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика». Ч. 1. - М., 1920. - С. 8). Собственно же познание начинается с представлений, которые суть результат обработки, или организации, хаотического содержания ощущений сообразно законам «духа» — своеобразной «кристаллизации» этого содержания в виде непосредственно воспринимаемых образов вещей. Основной способностью, с помощью которой осуществляется эта обработка, является, по Кроче, воображение, фантазия, или, согласно его терминологии, интуиция. В этом понимании интуиции Кроче следует за Кантом и Фихте. Чтобы резче подчеркнуть творческую формообразующую роль интуиции в духовной деятельности, Кроче отождествляет ее со способностью «выражения», которое есть «...синтез разного или множественного в едином» (там же. - С. 24).

Интуитивная («выразительная») активность духа, как полагал Кроче, «объективирует» данное содержание (т. е. ощущения, впечатления) в ходе его оформления в образ, т. е. «преодолевает» это содержание путем его своеобразного «разрыва» с самим собой и «освобождается» от него через «растворение» этого содержания в формах, имеющих происхождение в глубинах вечно деятельного духа. Однако эта «объективация», по сути дела, имеет исключительно «внутренний», «идеальный», более того - «субъективный» характер. Она не предполагает выхода за пределы индивидуальных переживаний личности. Интуитивная выразительность приобретает у Кроче не только чисто формальный, но и совершенно внечувственный характер: «...интуиция пли представление отличается от того, что чувствуется или испытывается..., от психической материи, как форма» (там же. - С. 14).

Кроче отличает интуицию от чувства как «теоретическую» (познавательную) способность от «практической»; и это побуждает его рассматривать интуицию в одном ряду с др. теоретической способностью — логическим мышлением. Но в общих пределах теоретически-познавательной сферы Кроче все же отличает интуицию от логической способности на тех основаниях, что первая есть познание, «свободное от понятий», а вторая — познание в понятиях; что первая дает познание неповторимо индивидуального, а вторая — всеобщего и универсального; что с помощью первой постигается сама вещь в ее конкретности, а с помощью второй — абстрактные отношения вещей, скрывающиеся за их внешним обликом; словом, «интуиция дает нам мир, феномен; понятие дает нам ноумен, дух» (там же. - С. 36; ср. также С. 68). Идеальной моделью интуиции (воображения) является, по Кроче, «лирическая интуиция», находящая свое развернутое воплощение в бесконечном многообразии произведений искусства. Поэтому философия интуиции есть эстетика, общая теория искусства, понятая как «наука о выражении», и наоборот - последняя есть важнейшая часть системы «Философии духа».

Лейтмотив всей философии Кроче - "нет другой реальности, кроме духа, и другой философии, кроме философии духа". В гегелевской философии, по Кроче, умерла "система" (панлогизм), но живо учение о конкретном понятии. Нет никаких оснований под объективной диалектикой, изображающей природу и общество как проявление Абсолютной идеи. Есть только бесконечный циклический процесс саморазвертывания чистого понятия как единственная реальность, имеющая две составляющие (два плана реализации) — теоретическую и практическую.

Теоретическую образуют эстетика, направленная на единичное, и логика, схватывающая всеобщее. В свою очередь практическую составляющую презентируют экономика (проблематика индивидуальных целей) и этика (проблематика общего блага).

Соответственно философия Кроче складывается из четырех частей.

Стр.:[1], 2, [3]







'







osd.ru




Instagram