философские взгляды | LOSEV-LIBRARY.RU

Кроче Бенедетто

Философские взгляды Б. Кроче.. Страница 1.

Стр.:1, [2], [3]

Кроче – виднейший представитель итальянского идеализма, выросшего непосредственно из «неаполитанской» версии гегельянства 19 в. (Б.Спавента, Ф.Де Санктис), а также из более отдаленного источника – философии итальянского мыслителя 18 в. Д.Вико. Для этого направления идеализма характерны отрицание гегелевского абсолюта и утверждение в качестве единственного бытия творческого и порождающего самого себя разума. Пожалуй, наиболее существенна для понимания становления взглядов Кроче его автобиография (Contributo alla critica di me stesso, 1951). Сам философ называл свое учение «абсолютным идеализмом» («историцизмом»).

Кроче критиковал философию Гегеля справа, считая, что не только кантовский идеализм, но и идеализм Гегеля недостаточно последователен и не свободен от дуализма, поскольку они допускали существование материального мира, хотя бы и в форме инобытия идеи («Indagini zu Hegel...». - Bari, 1952. - Р. 45).

По Кроче, такое допущение должно быть принципиально отвергнуто. Из «дуалистических заблуждений» Гегеля (и Канта) в отношении материального мира органически вытекает их методологический дуализм: они допускали двойственность метода, полагая, что не только спекулятивный, но и естественно-научный метод в той или иной мере способствует отысканию истины.

Между тем к истине может вести только один метод, определяемый ее внутренней природой, — спекулятивный. Поэтому Кроче целиком отрицал познавательную ценность естественных и математических наук, которые имеют, по Кроче, чисто утилитарное значение. В отличие от Гегеля, Кроче отрицал противоречие как основной принцип диалектики. Таковым, по его мнению, является единство и различие понятий, а не единство и борьба противоположностей. «Диалектика есть не что иное, как сам принцип различия» («Storiografia e idealita morale». - Р.137).

Философия Кроче систематическим образом изложена в 4 томах под общим названием Философия духа (Filosofia dello spirito). Первые два тома – Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика (Estetica come scienza dell'espressione e linguistica generale, 1902) и Логика как наука о чистом понятии (Logica come scienza del concetto puro, 1909), посвящены описанию теоретической деятельности разума, включающей художественное творчество и понятийное мышление; последние тома – Философия практики: экономика и этика (Filosofia della pratica. Economia ed etica, 1909) и Теория и история историографии (Teoria e storia della storiografia, 1917), содержат анализ практической стороны разума – экономической деятельности и этики, – находящей свое высшее выражение в истории. Среди других работ Кроче – История как мышление и как действие (La storia come pensiero e come azione, 1938); Философия, поэзия, история (Filosofia, poesia, storia, 1951) и многие другие. Наиболее значителен вклад мыслителя в эстетику и философию истории.

Согласно Кроче, искусство есть выражение творческого разума. Творчество – важнейшая деятельность разума, без него познание невозможно. Таким образом, искусство – начало всякой теории. В этом исходном восприятии внутренне переживаемая интуиция находит внешнее выражение. Выражают себя не только художники, но все люди. Мерой прекрасного является успех в самовыражении. Эта теория отчасти представляет собой разрыв с представлением о прекрасном как о свойстве физического объекта и дает пример более общего неприятия натурализма неогегельянством. Во многих работах Кроче применил такой подход к трактовке искусства и литературы, основав целую школу в искусствоведении и художественной критике.

Хотя эстетика Кроче пользуется, пожалуй, наибольшей известностью за пределами Италии, центральное место в его учении занимает историческая концепция.

Отказавшись от системосозидательных тенденций первого периода своей деятельности, он отождествил философию с историографией и признал задачей философии решение конкретных проблем. Кроче называл свое учение «абсолютным историцизмом». На деле для Кроче характерен антиисторизм: он исключал из сферы истории не только все материальные элементы (материальные факты, веществ, свидетельства прошлого и пр.), но и основы подлинно научного исторического анализа. Выступая против гегелевской и в особенности против марксистской «философии истории», он отрицал детерминизм, объективные закономерности в история, развитии, возможность обобщений, предвидения и т.д. «История не полагает серию законов, но воспроизводит и представляет индивидуальные действия, каждое из которых закон для самого себя» («Ultimi saggi», Bari, 1935. - Р. 369). Однако вместе с тем Кроче допускал наличие логики в историческом развитии, с одной стороны, как логики, вносимой историком и существующей «в самом акте историяеского мышления» («La storia come pensiere e come azione», Bari, 1939. - Р, 337), с другой - как непознаваемого «плана провидения». «Развитие мира имеет свои прияины, которых мы не знаем и которые мы напрасно пытаемся вскрыть с помощью наших предвидений» («Storiografia...». - Р. 63).

Стр.:1, [2], [3]







'







osd.ru




Instagram