Философские взгляды Д'Аламбера изложены в работах «Элементы философии» (L'Essai sur les elements de philosophie... 1759) и «Очерк о происхождении и развитии наук» (вступительная статья к «Энциклопедии», 1751, рус. пер. в кн.: «Родоначальники позитивизма», 1910).
Вслед за Ф. Бэконом Д'Аламбер хотел представить наиболее полную классификацию наук, основывающуюся на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с качественно однородной материей Д'Аламбер признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека; ощущения зависят от воздействия этого духовного начала, составляющего суть человеческого Я.
В теории познания Д'Аламбер (следуя Локку) склонялся к сенсуализму, но при этом воздерживался от материалистического решения основного вопроса философии,
считая, что «в великой мировой загадке мы лишь угадываем некоторые слоги, точный смысл которых нам неизвестен».
Свойство сознания Д'Аламбер объяснял наличием в человеке особой, отличной от материи, субстанции. Он распространял свой скептицизм и на религию: отрицая возможность проникновения мыслью в сущность вещей, свое сомнение он распространял и на существование Бога, не становясь, однако, при этом на позиции атеизма.
Д'Аламбер считал, что существуют неизменные, не зависящие от общественной среды нравственные принципы, присущие человеку.
Все знания, которые приобретает человек, Д'Аламбер делил на непосредственные (полученные непосредственно восприятием, без вмешательства воли) и возникшие в результате рассуждений, мышления. Он подчеркивал, что «все наше познание прямо ограничено познаниями, которые мы приобретаем посредством чувств».
«Познания, полученные рассуждением, - это те, которых дух достигает, воздействуя на познания прямые, соединяя их и комбинируя». Как непосредственные знания, так и знания, приобретенные размышлением, информируют нас о двух вещах: о существовании нас самих и о существовании вещей внешнего (объективного) мира.
Философские взгляды Д'Аламбера были подвергнуты критике Д. Дидро в его знаменитой трилогии («Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Сон Д'Аламбера», «Продолжение разговора»).
Источники биографии:
Цебенко М. Д'Аламбер [Текст] / М. Цебенко // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.1. / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1960. – С. 427;
Длугач Т. Б. Д'Аламбер [Текст] / Т. Б. Длугач // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.1. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2000. – С. 579;
Д'Аламбер [Текст] / В. С. Ермаков // Справочник по истории философии: хронологический, персонифицированный [Текст] / В. С. Ермаков. – СПб.: Союз, 2003. –
С. 121;
Д'Аламбер [Текст] // Философский словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд. – М: Республика, 2003. – С. 125;
|