Д'Аламбер Жан - Лерон (D'Alembert, Jean - Le Rond) (1717–1783) - французский естествоиспытатель, математик и философ-просветитель.
Жизненный путь ученого начался весьма необычно. 16 ноября 1717 на паперти парижской церкви Сен-Жан-ле-Рон был найден младенец в кружевных пеленках. Вскоре выяснилось и его происхождение – подкидыш оказался внебрачным сыном писательницы Клодин Герен де Тансен и генерала Луи-Камю Детуша. Последний, разыскав сына, пристроил его в семью стекольщика Руссо, где часто навещал отпрыска и помогал приемным родителям.
В 1730 будущий философ поступил в Коллеж четырех наций, по окончании которого в 1735 получил диплом правоведа. Юриспруденцией впоследствии не занимался, а начал изучать медицину. Оставив и это занятие, решил целиком посвятить себя математике. В 1740 представил в Академию наук работу по гидромеханике, в 1741 был избран членом Академии, а в 1754 стал ее непременным секретарем.
Известность Д'Аламберу принес Трактат по динамике «Traite de dynamique» (1743; рус. пер.: Динамика, 1950), , в котором был описан метод сведения динамики твердых тел к статике (т.н. принцип Д'Аламбера). Согласно этому принципу движение твердых тел можно свести к движению отдельных частиц массы.
В 1746 в работе Исследования по интегральному исчислению (Recherches sur la calcul intégral) он дал первое (не вполне строгое) доказательство основной теоремы алгебры о существовании корней алгебраического уравнения; решением этой задачи многие годы занимался Гаусс.
В 1747 ученый опубликовал статью по теории поперечных колебаний струн, где дал метод решения дифференциального уравнения 2-го порядка в частных производных. Он получил также важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами, ввел понятие предела, в теории рядов ввел достаточный признак сходимости, носящий его имя; размышлял о теории вероятностей («парадокс Д'Аламбера»).
Вместе с Дидро был главным редактором (1751- 58) знаменитой Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел (1751–1772, 28 томов), где вел также физический и математический отделы. Кроме статей по математике и физике, он написал вводную главу – Очерк происхождения и развития наук(Discours preliminaire…, 1751, нем. изд. Г. Клауса, 1958), в которой, следуя в основном Ф. Бэкону, представил классификацию различных областей знания, проследил их возникновение и взаимосвязь, и провозгласил наступление эры естественных наук.
Уход с поста главного редактора в 1757[1758] стал следствием общественного скандала после публикации в 7-м томе ст. Д'Аламбера «Женева», где он противопоставил нравственную чистоту и религиозность женевских граждан и пасторов жестокости и фанатизму иезуитов. Высказанная в статье мысль о том, что театры способствуют формированию нравственности, вызвала резкий протест Руссо («Письмо к Д'Аламберу о зрелищах»), отрицательно относившегося к достижениям цивилизации, в т. ч. к наукам и искусствам. Продолжая после 1758 руководить физико-математическим отделом «Энциклопедии», Д'Аламбер написал для нее ряд статей по математике.
Д'Аламбер был почетным секретарем Французской академии (с 1751), членом Санкт-Петербургской и большинства научных академий Европы.
Д'Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра и др. В механике он стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический привкус». Математические работы Д'Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела.
Д'Аламберу принадлежат также работы по вопросам музыкальной теории и музыкальной эстетики. Наиболее важной из них является трактат «О свободе музыки» («De la liberte enmusique»), в котором подведены итоги т. н. войны буффонов - острой идеологической борьбы во Франции вокруг вопросов оперного искусства. Д'Аламбер доказывал, что музыка способна реалистически выражать разнообразные явления действительности.
Политические убеждения Д'Аламбера были умеренными: он выступал против феодально-сословной иерархии и в защиту «справедливой» собственности представителей третьего сословия. Д'Аламбер являлся антагонистом феодально - клерикального мировоззрения, но не разделял материалистическо-взгляды Дидро, Гольбаха, Гельвеция и Ламетри. В отличие от французских материалистов, он считал, что существуют неизменные, не зависящие от общественной среды нравственные принципы.
Философ ориентировался на просвещенную монархию, состоял в переписке с Екатериной II и даже был приглашен ею на роль воспитателя наследника Павла
Источник иллюстрации:
|