афоризмы | LOSEV-LIBRARY.RU

Константин Николаевич Леонтьев

Высказывания

Что такое византизм? Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие понятийные начала и свои определенные в истории последствия… Отвлеченная идея византизма крайне ясна и понятна. Эта общая идея слагается из нескольких частных идей: религиозных, государственных, нравственных, философских и художественных.

Мы знаем, например, что византизм в государстве – значит самодержавие.

В религии он значит христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, от ересей и расколов.

В нравственном мире мы знаем, что византийский идеал не имеет того высокого и во многих случаях крайне преувеличенного понятия о земной личности человеческой, которое внесено в историю германским феодализмом; знаем наклонность византийского нравственного идеала к разочарованию во всем земном, в счастье, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к полному нравственному совершенству здесь, долу.

Знаем, что византизм (как и вообще христианство) отвергает всякую надежду на всеобщее благоденствие народов; что он есть сильнейшая антитеза идее человечества в смысле земного всеравенства, земной всесвободы, земного всесовершенства и вседовольства.

Славизм, взятый во всецелости своей, есть еще сфинкс, загадка…

Представляя себе мысленно всеславизм, мы получаем только какое-то аморфическое, стихийное, неорганизованное представление, нечто подобное виду дальних и обширных облаков, из которых по мере приближения их могут образоваться самые разнообразные фигуры.

Представляя себе мысленно византизм, мы, напротив того, видим перед собою как бы строгий, ясный план обширного и поместительного здания.

(Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. - М.: Аграф, 2000. – С.17-18);

Ибо гораздо легче положить свою голову в пылу битвы, чем обдуманно и холодно, без всякого принуждения, решаться на самоубийство из-за религиозно-государственной идеи!

(Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. - М.: Аграф, 2000. – С.26);

Молчание не всегда есть признак бессодержательности.

(Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. - М.: Аграф, 2000. – С.26);

Всякое начало, доведенное односторонней последовательностью до каких-нибудь крайних выводов, не только может стать убийственным, но даже самоубийственным. Так, например, если бы идею личной свободы довести до всех крайних выводов, то она могла бы, через посредство крайней анархии, довести до крайне деспотического коммунизма, до юридического постоянного насилия всех над каждым или, с другой стороны, до личного рабства. Дайте право людям везде продавать или отдавать себя в вечный пожизненный наем из-за спокойствия, пропитания, за долги и т.п. и вы увидите, сколько и в наше время нашлось бы крепостных рабов или полурабов, по воле.

(Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. - М.: Аграф, 2000. – С.33);

Идея всечеловеческого блага, религия всеобщей пользы – самая холодная, прозаическая и вдобавок самая невероятная, неосновательная из всех религий…

Однообразно настроенное и блаженное человечество – это призрак и вовсе даже не красивый и не привлекательный…

(Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. - М.: Аграф, 2000. – С.48);

Равенство лиц, равенство сословий, равенство (т.е. однообразие) провинций, равенство наций – это все один и тот же процесс; в сущности, все то же всеобщее равенство, всеобщая свобода, всеобщая приятная польза, всеобщее благо, всеобщая анархия, либо всеобщая мирная скука.

(Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. - М.: Аграф, 2000. – С.49);

Что такое племя без системы своих религиозных и государственных идей? За что его любить? За кровь? И что такое чистая кровь? Бесплодие духовное! Все великие нации очень смешанной крови… Любить племя за племя – натяжка и ложь…Кто радикал отъявленный, то есть разрушитель, тот пусть любит чистую племенную национальную идею…

(Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. – М.: Аграф, 2000. – С.249-50);

Идея национальностей чисто племенных.., есть идея, в сущности, .. антигосударственная, противорелигиозная, имеющая в себе много разрушительной силы и ничего созидающего, наций культурой не обособляющая: ибо культура есть не что иное как своеобразие, а своеобразие ныне почти везде гибнет…Индивидуализм губит индивидуальность людей, областей и наций.

(Леонтьев К. Н. Поздняя осень России. - М.: Аграф, 2000. – С.49-50);

  • Биография

  • Библиография

  • Календарь памятных дат на 2006 г.

  • Ноябрь







  • '







    osd.ru




    Instagram