Заседание № 56 | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер одиннадцатый. Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

В.П. Троицкий. Семинар «Русская философия (традиция и современность)». Хроника: октябрь – декабрь 2009 г.
Заседание № 56

Заседание № 56 (8 октября 2009 г.)

Докладчик: Владимир Ильич Маркин (МГУ).

Тема: Н.А. Васильев: непротиворечивая логика противоречивого мира.

Председательствующий: В.П. Троицкий.

Участвовали: Анкудинова В.И., Березин В.Б., Быкова С.И., Виноградова Е.Б., Демидов С.С., Жаданова В.В., Зайцев О.Ю., Зарудный Д.Н., Заславская Е.Е., Ильина В.В., Китаева Е.Л., Козырев А.П., Косилова Е.В., Краснов А.Г., Кудрин В.Б., Меньшикова Н.А., Мухамеджанова Г.М., Русова Е.Н., Сафронов А.Н., Семейко А.А., Ситенко Г.Д., Трояновская Е.И., Чепуренко Т.В., Шклярик Е.Н., Щенников Ю.Е., Щербаков Ю.А., Якунина А., Яшин А.А. Всего: 30 человек.

Текст доклада: публикуется в настоящем выпуске нашего «Бюллетеня».

Из вопросов и обсуждений: 1. Был сформулирован вопрос-комментарий, относящийся к семантике логической связки «есть и не-есть одновременно»: не являются ли по своей выразительности и убедительности некоторые литературные герои (Гамлет, Дон Кихот) в некотором смысле более реальными, чем люди физически существующие? Докладчик согласился: да, образы литературных героев вполне могут быть отнесены к миру «воображаемой логики». 2. В ходе обсуждения назывались и некоторые другие области применения «неаристотелевской» логики. Как отметил А.П. Козырев, ряд формулировок вполне в духе Васильева можно найти в той части известного произведения В.Ф. Одоевского «Русские ночи» (сейчас эту книгу издательства «Путь» можно видеть на выставке в «Доме А.Ф. Лосева»), где автор критикует эфемерные экономические построения популярного в свое время Адама Смита. 3. Соединяя, так сказать, старое и новое, В.П. Троицкий поставил вопрос о том, в какой мере логика Васильева, с одной стороны, может рассматриваться в ряду с вероятностной логикой, намеченной еще у Аристотеля, и, с другой стороны, насколько «воображаемая логика» соотносима с недавним построением «исчисления задач» (А.Н. Колмогоров), имеющего особый смысл при отмене закона исключенного третьего. По мнению В.И. Маркина, приведенные сопоставления вполне допустимы, хотя и требуют дополнительного исследования. Он подчеркнул также, что развитие логических идей в ХХ веке, связанное в основном с интуиционистской программой, разворачивалось на базе критики закона исключенного третьего, тогда как Васильев, едва ли не в одиночку, «замахивался» на закон противоречия. Возможно, идеи казанского философа позволят в дальнейшем создать такие логические системы, которые существенно дополнят (по принципу двойственности) современные интуиционистские системы. 4. В ответ на комментарий А.Н. Сафронова докладчиком была подтверждена принципиальная возможность применения логики Васильева для аналитического рассмотрения богословских проблем, содержащих антиномии.

К содержанию Бюллетеня

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Семинар «Русская философия». Хроника октябрь – декабрь 2009

Вы можете скачать Одиннадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram