Резвых тезисы | LOSEV-LIBRARY.RU

СЕМИНАР «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Проблема времени в русской философии: сотериологический аспект...

Тезисы доклада Т. Н. Резвых 9 июня 2016 г.

«Проблема времени в русской философии: сотериологический аспект (Вл. С. Соловьев, Л. П. Карсавин, П. А. Флоренский)»

Доклад посвящен исследованию сотерилогического аспекта понимания времени в русской философии истории. Прежде всего, в докладе речь идет о генеалогии идеи времени как спасения.

Понимание времени как спасения не связано только с традицией библейского откровения, некоторые мотивы мы обнаруживаем и в Античности. Уже у Платона мы встречаем мысль, что время жизни человек должен потратить на победу над природными началами в себе и осознании в себе высшего принципа – «тождества и подобия». У неоплатоника Сириана время оказывается связано еще теснее со смыслом существования человеческой души. Итогом Античности можно назвать то, что время связано одновременно с жизнью Ума, т.е. с вечностью, но также и с индивидуальной человеческой жизнью, т.е. с жизнью изменчивых существ.

В Ветхом Завете имеются два вида времени – кайрос (определенное время) и айон (неопределенное время, век). Кроме того, в Ветхом Завете оказывается что айон не один. Первый айон – это нынешний тленный век, в котором все лежит во зле. Второй айон – будущий, который должен наступить после конца этого. Тем самым понимание времени приобретает отчетливо сотериологический характер.

Понимание времени в Патристике опирается в целом на традицию Священного Писания, но, поскольку приход Царства Небесного отложен на неопределенный период, неизбежно, эта модель несет в себе и черты античного метафизического понимания времени. В Патристике понимание времени связано со спасением души. По окончании времени мир перейдет в состояние тварной вечности, имеющей начало, но не имеющей конца.

В западно-европейской философии существовал целый ряд мыслителей, для которых время также было связано со спасением. Однако все они, так или иначе, ориентировались на традицию неоплатонизма, для которого время нетварно и связано, с одной стороны, в отпадением мира от Бога, но, с другой стороны, и с возвращением мира к Богу. Это Шеллинг, Баадер и Розенцвейг. Так, по Баадеру, время есть приостановка вечности в Абсолюте, или, как говорит Баадер – жертва Богом своей вечности в пользу совершенствования конечных тварей. Концепция времени Розенцвейга уникальна: время – это то, что происходит, сбывается между мной и Другим. При этом время как событие встречи есть обновление без убывания, умирания и гибели, в нем прошлое не уходит по мере наступления будущего, но оно и не противоположно вечности. Поэтому история, откровение, есть постоянно обновляющееся взаимодействие Бога и человека, т.е. временный процесс, в котором раскрывается Царство Божие, т.е. вечное будущее Царство.

В русской философии линия времени как спасения представлена у целого ряда мыслителей. В докладе рассматриваются в качестве примеров три русских мыслителя: Соловьев, Флоренский и Карсавин. По Соловьеву, есть время космическое, время историческое и вечность. В отличие от космического, время исторического процесса истинно как время восстановления целостности, единства с Богом. Время космическое, таким образом, есть время падения. Историческое время есть время Богочеловеческого процесса: отпадения и возвращения человечества. Оно должно привести материю и дух к единению, т.е. осуществить «духовную телесность». Когда всеединство восстановится в своем нормальном исконном состоянии, материя полностью преобразится, дух станет неотделим от плоти.

Флоренский стремится показать, что истинное время есть время духовного роста, целостного и осмысленного процесса возрастания.

Карсавин говорит о двух видах времени, «эмпирическом» и «онтическом». Время, взятое только с точки зрения момента чистого становления, в котором все возникающее погибает без следа, характеризуется Карсавиным как отвлеченный момент «сверхвременности», т.е. как «эмпирическое». Нельзя сказать, что такое время вовсе иллюзорно, это состояние отпавшей твари, его причина видится философом в грехопадении. Человечество стремится преодолеть это время, рождая новые и новые поколения, но терпит поражение и лишь распадается на множество рождений и смертей.«Онтическое» время посредством памяти обнаруживает укорененность человека в Боге и имеет сотериологический характер.





'







osd.ru




Instagram