Чернусь | LOSEV-LIBRARY.RU

СЕМИНАР «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Чернусь В.К.

Чернусь Владимир Константинович – магистр философии. Соискатель кафедры логики, онтологии и теории познания, Национального Исследовательского Университета – Высшая Школа Экономики. 101000, Российская Федерация, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: vlchernus@mail.ru

  • Согласно Э. Гуссерлю главная способность сознания – это производить интенциональные акты, т.е. направлять себя на объект, который может быть как реальным, так и идеальным.
  • Задача феноменологии – очистить сознание, посредством феноменологической редукции избавиться от психологических предпосылок сознания (вынести окружающий мир за скобки), познать вещи сами по себе.
  • Согласно Э. Гуссерлю суть феноменального мира возможно познать методом феноменологической редукции – вынесением за скобки всех предпосылочных суждений о предмете, на которое направлено сознание, а также вынесением за скобки эмпирического мира как внешнего сознанию. Можно предположить, что философ признаёт, что в человеческом сознании есть два слоя: эмпирический и психологический: от психологического слоя, который является индивидуальным «Я», нужно избавиться, вынести его за скобки, очистив сознание.
  • Идея интенциональности развивается: если изначально Э. Гуссерль хочет объективировать субъективные представления субъекта путём феноменологической редукции, то в последующем за скобки выносятся уже не только психологический пласт «Я», но и сам субъект. Отсюда гипотеза, – о том, что феноменология, будучи последовательно развитой, приведёт к отрицанию сначала психологического пласта «Я» в сознании, затем самого сознания и, наконец, ценности гносеологического субъекта в процессе познания.
  • Феноменология может стать философским обоснованием феноменального мира как исключительного пространства объектов, где каждый гносеологический субъект будет восприниматься как объект. В подобном мире субъекты вступают друг с другом в исключительно объектные отношения, а направляя своё сознание на объект, субъект объективирует себя, превращаясь в объект. В подобном мире носителем субъектности становится сама интенциональность, которая из предиката субъекта становится самим носителем субъективности. Субъект становится интенсирующим объектом, наделённый индивидуальностью, но не субъектностью.
  • Проблема состоит в том, что направляя своё сознание на объект, сознание объективирует себя, само превращаясь в объект, т.к. своё собственное «Я», субъектность для сознания будет таким же объектом, как и всё в феноменальном мире
  • Философия Н.А. Бердяева не противоречит феноменологической традиции, соглашаясь с тем, что человеческое сознание «по умолчанию» направлено на объекты, но расширяет её границы, предлагая иной взгляд на интенциональность. Русский философ называет этот процесс объективацией, которая с некоторыми оговорками синонимична категории интенциональности.
  • Объективация – это деятельность сознания по превращению в объекты всего, на что оно направлено в феноменальном мире.
  • Для того чтобы преодолеть классическую интенциональность, сознанию необходимо научиться воспринимать не только объекты, но и субъекты, т.е. сознанию в его созерцании должен быть открыт не только объект, но и нечто, что сохраняет свою субъектность, несмотря на его восприятие как объект.
  • Онтологическое обоснование «Я»-субъекта Н.А. Бердяев видит в свободе, которая понимается как пространство существования субъектов. Свобода или, заимствуя термин Я. Бёме Ungrund, имеет примат над бытием или феноменальном миром. Свобода – это пространство ноуменов-субъектов. Свобода получается шире как понятия бытия, так и Бога: Бог существует в пространстве свободы, а бытие – это объективированная часть этого пространства. Свобода – это предельная категория, дальше которой уже нельзя идти. И онтологическое обоснование «Я», по Бердяеву, лежит в свободе.
  • Объективированное сознание играет видимую активную роль – объективирует всё вокруг себя, но, в сущности, оно пассивно, т.к. зависит от объективированного (феноменального) мира. Из этой зависимости следует детерминация человека и его несвобода в мире объектов. Объективированное сознание делает человека рабом бытия, но при этом создаёт ложную иллюзию обратного.
  • Пространство феноменов находится под властью времени, и становясь объектом, человек соглашается не только с объектностью себя, но и со смертностью ставшего объекта. В феноменальном мире всё временно. По мысли же Н.А. Бердяева, ноуменальное пространство – это пространство вечности.
  • Согласно русскому мыслителю философия должна начинаться не с вопрошания об объекте, но с разочарования в объекте. И это разочарование – момент духовного опыта человека. Человек испытывает отчаяние от бессмысленности мира объектов. И это отчаяние – первый шаг для изменения интенциональности своего сознания.
  • В отличие от феноменологической традиции Н.А. Бердяев ставит под сомнение ценность феноменального мира как окончательного пространства существования человека. Он показывает, что в феноменальном мире (мире объектов) человек неизбежно становится объектом, но став объектом, он перестаёт быть и человеком и субъектом. Его субъектность остаётся лишь в области интенции интенсирующего объекта. Интенсирующий объект уже не субъективен, но индивидуален. Индивидуальность становится заменителем субъектности.
  • Революция сознания, которую предлагает Н.А. Бердяев, погружает человека в иное пространство его существования, т.к. человек существует в том пространстве, на которое направлено его сознание. С одной стороны, пореволюционное сознание будет воспринимать других людей в качестве субъекта, а не объекта, а с другой, не будет соглашаться с тем, что другие сознания воспринимают его в качестве объекта. Таким образом, субъект с изменённым сознанием должен стать тем локомотивом, который должен вывести «жизненный мир» трансцендентальных субъектов из порочного круга взаимной объективации.









'







osd.ru




Instagram