Бухарев | LOSEV-LIBRARY.RU

А.М. Бухарев

БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве Феодор) (1822-2/14.4.1871) - богослов и философ. В 1846 г. окончил Моск. дух. акад.; во время учебы в ней принял монашество; в дальнейшем служил в Казан. дух. акад. и С.Петербург. дух. цензурном комитете; в 1860 г. вышла его кн. "О православии в отношении к современности", к-рая произвела сильное впечатление как в церк., так и в светских кругах (в пер. на нем. яз. вышла в Лейпциге), и Б. стал объектом нападок со стороны праворадикальных кругов (В.И. Аскоченский и др.); в 1862 г. он был уволен со службы и отправлен в монастырь; в 1863 г., несмотря на увещевания друзей и Моск. митроп., Б. снял с себя монашество, женился и сосредоточился на лит. работе.

Осн. идея Б. - сделать православие современным, а совр. жизнь пронизать духом православия. В этом отношении его вдохновляли идеи таких его рус. предшественников, как Сперанский, Гоголь, Киреевский, Голубинский, стремившихся "вдохнуть новую жизнь" в "спящую" правосл. церковь и доктрину, духовно и философски обновить их. Б. ценил, в частности, соц. и религ.-филос. идеи Гоголя, к-рые он трактовал как преодоление крайностей "западников" и "восточников" (т.е. славянофилов). Примечательно, однако, что Б. позитивно оценил также нек-рые идеи таких рус. просветителей, как Белинский, Добролюбов, Чернышевский, стремление "Современника" выявлять и разбивать, как выражался Б., все фальшивое, двусмысленное, ветхое или гнилое в жизни и мысли.

Главное направление "осовременивания" Б. православия шло по линии реабилитации "житейского", "мирского", "земного", "телесного", "человеческого", апологии чел. достоинства, прав человека на творчество, критики ригоризма традиц. православной этики. Др. аспект "осовременивания" - попытка Б. по-новому решить вопрос о соотношении веры, религии, с одной стороны, знания, науки, философии - с др. Критикуя "крайности" новейшей философии и "ложного рационализма", "противозакония разума", "самоуправства старых философов" и т.д., Б. в то же время ратовал за "самосознание разума", за терпимость к новейшей философии, против "монополии в свете истины".

За попытки опереться на рационалист. учения философов праворадикальный публицист В.И. Аскоченский объявил Б. приверженцем "зверя Гегеля", Спинозы, Вольтера, Фихте и Шеллинга, а за новации в сфере богословия - "новым Лютером". "Рационализация" и "философизация" православия, одним из первых участников к-рых стал Б., в определенной степени способствовала движению филос. мысли в пореформенной России. По объективному содержанию своей деятельности Б. стал одним из предтечей "нового религ. сознания", "богоискательского" направления рус. религ.-филос. мысли кон. XIX - нач. XX в. Его наследием интересовался, в частности, П. Флоренский.

С о ч.: О православии в отношении к современности. СПб., 1860; Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 г. СПб., 1861; Приемы знания и беспристрастия в крит. деле редактора "Домашней Беседы" В. Аскоченского. СПб., 1862; О совр. дух. потребностях мысли и жизни, особенно русской. М., 1865; Моя апология по поводу крит. статей и отзывов о кн.: "О совр. дух. потребностях мысли и жизни, особенно русской". М., 1866; О дух. потребностях жизни. М., 1991.

Л и т.: Аскоченский В.И. Тяжелое, но необходимое объяснение //Домашняя беседа. 1871. № 19; Гу-меров Ш.А. Б.А.М. // Рус. писатели, 1800-1917. М., 1989. Т. 1; Знаменский П. Богосл. полемика 60-х годов об отношении православия к совр. жизни // Правосл. собеседник. 1902. Ч. 1-2; Белорукое A.M. Внутр. перелом в жизни А.М.Б. (Архимандрита Феодора) // Богослов. вестн. 1915. № 10/12; Кокшенева К. В светлом просторе истины // Архимандрит Феодор (А.М.Б.). О дух. потребностях жизни. М., 1991.

В. Пустарнаков.







'







osd.ru




Instagram