О М. Аксенове - тезисы | LOSEV-LIBRARY.RU

СЕМИНАР «РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»

О МИТРОФАНЕ АКСЕНОВЕ И ЕГО “ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-КИНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ВРЕМЕНИ”
(тезисы доклада)

Митрофан Семенович Аксенов — практически неизвестный русский философ конца XIX — начала XX века. В его книге «Трансцендентально-кинетическая теория времени», изданной в 1896 году, впервые подробно изложена концепция пространственно-временнóго представления мира. Та же концепция, но существенно упрощенная, через двенадцать лет после выхода книги Аксенова была предложена Германом Минковским в качестве новой модели вселенной и ныне лежит в основе теории относительности.

О М. С. Аксенове

Хотя сведения о жизни М. С. Аксенова отсутствуют, на основании изданных им пяти книг кое-что все-таки можно сказать и о нем самом, и о его интересах, и о мотивах его размышлений — их два: а) нелепость обычного воззрения на время и существование, согласно которому из-за мимолетности мгновения не существует ни прошлого, ни будущего, ни настоящего, то есть вообще ничего не существует; б) необъяснимость того, каким образом в желуде уже заложены все свойства гигантского дуба.

Проблематика теории Аксенова в философии вообще
(с точки зрения Мартина Хайдеггера)

По Хайдеггеру основной вопрос метафизики (die Grundfrage der Metaphysik) “Почему всюду сущее, а не ничто?” приводит к другому вопросу, который он называет исходным или ведущим (die Leitfrage der Metaphysik): “Что есть сущее?”. А этот вопрос в свою очередь распадается на два вопроса: “Каково устройство сущего?” и “Каков способ существования сущего?” (die Weise zu sein). Теория Аксенова — это ответ на вопрос о способе существования сущего.

Примеры ответов на данный вопрос.

а) Современная точка зрения (по Аксенову “нелепая”).

б) Античные точки зрения : Платон (эйдосы), стоики (сперматические логосы и правещество), Аристотель (существующее актуально и существующее потенциально), неоплатоники (Единое, данное как многое, причем, данное “разом”).

в) Адвайта веданта: мир — иллюзия, в действительности он не существует, он никогда и никем не был создан и потому бессмысленно говорить о способе его существования.

г) Кант: способ существования сущего непознаваем, поскольку относится к принципиально непостижимому трансцендентальному измерению. Окружающий мир — преломленное в нашем сознании представление о вневременнóй вещи-самой-по-себе, для нас трансцендентальной, которая и определяет способ существования сущего.

д) Ницше: способ существования сущего определяется концепцией вечного возвращения: поскольку все возвращается вновь и вновь, оно никогда не исчезает и не обращается в ничто, но существует всегда: мир одновременно вечен и преходящ.

е) Аксенов: простирающийся в четвертое, временнóе измерение мир существует всегда, он неизменен.

В каком-то смысле можно сказать, что теория Аксенова — это интеллектуальный эскиз кантовской вещи-самой-по-себе.

О трансцендентально-кинетической теории Аксенова

Основные положения теории: прошлое и будущее — не небытие, но существуют: вселенная простирается не только в пространстве, но и во времени. Линия времени — это четвертое измерение, а само время — движение по этому измерению “воспринимающего в нас начала”. При этом “воспринимающее в нас начало” движется не в нашем трехмерном мире, а в трансцендентальном для нас измерении (причем, движется с непостоянной скоростью и изменяя свое направление), и по мере этого движения вечносущее мироздание раскрывается нам как мир перемен. Движущееся в трансцендентальном измерении “воспринимающее в нас начало” по существу и есть творец времени и мира перемен, оно — как бы призма, которая рассекает пространственно-временнóй континуум и создает его иллюзорные трехмерные сечения.

В своей теории Аксенов исследует следующие вопросы.

а) Что именно совершает в нас временнóе движение?

б) В какой оно совершается среде?

в) Каков геометрический вид пути этого движения и каково его направление?

г) С какой оно совершается скоростью?

Пространственно-временнóе представление мира ведет к переосмыслению многих привычных понятий. Например, физические законы — более не умозрительные эйдосы, не “свойства материи” и не вселенские принципы, неизвестно, где и как существующие, а просто структура четырехмерного пространства, которая, кстати, может меняться при продвижении по линии времени. Такие понятия, как причина и действие, возникновение и уничтожение, рождение и смерть, даже само трехмерное пространство в перспективе четырехмерной вселенной становятся иллюзорными. Всякая свобода выбора также приобретает фантомальный характер. Однако не для “воспринимающего в нас начала”, называемого Аксеновым также трансцендентальным субъектом. За пределами этого иллюзорного мира, в “неземном” измерении, например, в момент смерти или в какие-то экстраординарные мгновения, когда трансцендентальный субъект становится “самим собой” и способен обозревать четырехмерные горизонты, есть и свобода, и выбор. В связи с этим Аксенов строит предположения о трансцендентальном времени — о пятом и других измерениях.

Пространство-время Минковского
и пространство-время-сознание Аксенова

Пространство и время по Аксенову (как и, к примеру, по Канту) не существуют сами по себе, но радикальным образом зависят от третьего элемента — сознания. Поэтому в отличие от научных позиций в философии вместо диады пространство-время необходимо рассматривать триаду пространство-время-сознание во всей ее сложной взаимосвязи всех трех элементов. При расширении сознания (в смысле приоткрытия перспектив четырехмерного мира) со всей очевидностью наблюдается уменьшение “количества” воспринимаемого движения и времени в окружающем мире — превращение их в пространственную протяженность. Иными словами, чем более развито сознание, ум, тем меньше в мире движения, времени и тем больше неподвижности.

Изменение геометрии и плотности тел, движущихся относительно наблюдателя, в теории относительности и у Аксенова

Среди законов, выведенных Аксеновым из своей теории, например, изменение геометрии и плотности тел, движущихся относительно наблюдателя. При этом установленные соотношения этих изменений, их зависимость от скорости и направления движения, отличаются от известной формулы Лоренца, опубликованной им в 1904 году.

Из истории создания концепции пространства-времени

Краткий обзор: Людвиг Шлефли, Чарлз Хинтон, Лагранж, анонимная статья некоего “S”, Герберт Уэллс, Митрофан Аксенов, Мельхиор Палагю, Анри Пуанкаре, Герман Минковский, Перт Успенский, Альберт Эйнштейн.

О непризнании теории Аксенова и возможности плагиата

Рассматриваются статьи об Аксенове в журнале “Нива” за 1911 год и его переписка с редакцией.

Программа семинара "Русская философия" на I полугодие 2015 г.





'







osd.ru




Instagram