Р. Р. Вахитов. Диалектика тоталитаризма. - Тезисы доклада | LOSEV-LIBRARY.RU

ДИАЛЕКТИКА ТОТАЛИТАРИЗМА

Опыт исследования тоталитаризма
с точки зрения социальной философии платонизма

Тезисы доклада

  1. Тоталитаризм – понятие, широко используемое в науке и публицистике, но чрезвычайно идеологизированное. Безусловно, тоталитаризм – идеальная модель, которая выражает черты реальных обществ современности, но суть тоталитаризма затемнена тем, что представители разных идеологий замечают в нем лишь то, что затрагивает их идеологический идеал.

  2. Анализ сущности тоталитаризма можно начать, отталкиваясь от теории тирании, которая изложена в платоновском «Государстве». Согласно нашей гипотезе тоталитаризм – не что иное, как современная форма тирании, характерная для перерождающихся модернистских демократических обществ.

  3. При этом мы намерены изучить не только тоталитарное государство, но и тоталитарную экономику и тоталитарное мировоззрение, опираясь на учение А.Ф. Лосева о мифе. Мы сравниваем также античные тиранические государство, экономику и мировоззрение с соответствующими феноменами тоталитаризма в контексте античного и новоевропейского мифа.

  4. Тирания – диалектическая противоположность демократии, обе они – общества, где главный принцип - принцип индивидуальной свободы. Только при демократии эта свобода ограничена необходимостью дать свободу другим, при тирании же этот принцип проводится до своего завершения: тиран готов дойти до максимально возможной личной свободы, несмотря на желания и права других. Иначе говоря, тираническое общество – это демократическое общество, дошедшее до превращения в свою противоположность (инобытие) в результате развития до конца своего главного принципа.

  5. Конкретные формы демократии и тирании как инобытия демократии зависят от господствующего в обществе мифа. В античности таким мифом был космоцентризм. При демократии в политической сфере этот миф получил выражение в полисной демократии, в экономической сфере – в непосредственном рабстве, в сфере мировоззрения – в платоновско-аристотелевском учении о космосе

  6. При переходе демократии в тиранию в политике мы видим возникновение огромных империй вроде Македонской или Римской, в экономике – опосредованное рабовладение, в сфере мировоззрения – натурфилософию эпикурейства и стоицизма.

  7. Миф новоевропейской цивилизации – классический деистический механицизм, где природа предстает как мертвый механизм, а ее движущая живая сила – Бог. В политике этот миф преломляется в виде либеральной парламентской демократии, в экономике - в виде капитализма, в сфере мировоззрения – в виде ньютонианского механистического учения.

  8. При переходе к тирании парламентская демократия превращается в этатизм, в экономике свободный дикий капитализм превращается в «капитализм социальный», в мировоззрении господствует релятивистская физика. Это и есть тоталитаризм. Фашизм и национал-социализм были лишь первыми пробными формами тоталитаризма, будущее западного общества за другими менее откровенными и одиозными формами тоталитаризма.

  9. Советское общество было не столько тоталитарным, сколько демократичным, то есть представляло собой разновидность режима победившего третьего сословия.





'







osd.ru




Instagram