Тезисы доклада К.М. Антонова | LOSEV-LIBRARY.RU

«Я, благодарение Богу, не богослов…»: концепция западного пленения православного богословия и становление русской религиозно-философской мысли.

К.М. Антонов

Прежде всего необходимо указать на основной методологический принцип, который автор пытался реализовать в данной работе: это принцип воздержания от суждений о предметной истинности или ложности рассматриваемых в ней идей. Вместо этого автор пытается дать ответ на вопрос о том, какие процессы в истории русской мысли и культуры обуславливали именно такую, а не иную направленность познавательного интереса мыслителей и каким образом это происходило.

В первой части сопоставление концепции западного пленения у прот. Г. Флоровского и Ю.Ф. Самарина показывает, что основные положения Самарина становятся как бы необсуждаемым понятийным каркасом работы Флоровского, который в теоретическом смысле нигде не выходит за пределы этого каркаса, организуя на его основе огромный фактический историко-богословский материал.

Представляется, что мы не можем объяснить возникновение этой концепции чисто субъективными факторами, а потому должны задуматься об объективных причинах ее возникновения и рецепции.

При этом устанавливается логическая и психологическая связь между концепцией западного пленения, идеей неопатристического синтеза и персоналистическим истолкованием православного богословия.

Во второй части рассматривается наиболее распространенная «славянофильская» версия происхождения рассматриваемой концепции, которая, однако, признается неудовлетворительной. Возникает вопрос: почему славянофилы, вместо того, чтобы опираться на православное богословие в своей критике вестернизированных и секуляризованных элементов русской культуры, с таким усердием ищут элементы вестернизации в самом православном богословии? Попытка такого объяснения заставляет заглянуть еще дальше в прошлое, в эпоху формирования людей, впоследствии ставших лидерами славянофильства как общественного движения и течения мысли. Речь идет о культурной эпохе 20-х – 30-х годов XIX века, когда складывались наиболее основополагающие убеждения и предрасположенности А.С. Хомякова и И.В. Киреевского – людей, чей авторитет был бесспорен для Самарина, воспринявшего не только их философские и богословские идеи, но и, что еще более важно, - их систему ценностей и установок (в том числе, необсуждаемых), их способ ориентироваться в мире культуры. Не найдем ли мы там действия неких факторов, заставивших славянофильскую мысль пойти именно по такому пути, пути конфронтации с академическим богословием?

Гипотетический ответ на этот вопрос составляет содержание третьей, основной, части.

В самом общем виде моя гипотеза может быть сформулирована примерно так: Ренессансное творческое самосознание возникает в русской культуре не до, а после эпохи Просвещения, в контексте романтизма. В стремлении к самообоснованию перед лицом вызова со стороны утилитарной рациональности Просвещения оно, не имея светского прецедента (каким было Возрождение по отношению к европейскому романтизму), обращается к религии. Однако, сталкиваясь в Церкви с совершенно иным культурным типом, сложившимся в рамках так наз. «синодального периода», оно оказывается вынужденным создавать собственный, релевантный связанной с нею субкультуре, религиозный язык. Обоснованием его введения в оборот, его экспансии во все более сложные и высокие области богословского знания и стала концепция «западного пленения» православного богословия.

Для подтверждения указанной гипотезы автор кратко рассматривает основные черты романтического сознания, поскольку они реализовались в русской культуре начала XIX века и их связь с философией немецкого идеализма; их конфликт с ценностями Просвещения; их конфликт с церковной культурой того времени, преимущественно с точки зрения развития литературного языка и системы образования.

Возникающую ситуацию можно описать как произошедший в русском богословии институциональный разрыв между сообществом авторов и сообществом-аудиторией. На этой основе в рамках последнего возникало осознание необходимости не просто поиска новых путей религиозной мысли, учитывающих новые культурные достижения, но и создания нового языка, естественной основой которого становились русский литературный язык, романтическая поэтика и разработанные немецкой классикой философские техники. Недоступность духовно-академического дискурса воспринималась здесь как его обмирщенность. Стандартные фигуры романтической самокритики европейской культуры естественным образом задействовались здесь в целях демонстрации неадекватности богословской мысли своему предмету. Источником этой неадекватности объявлялись используемые ею стандартные формы рациональности, воспринятые, естественно, с Запада. Тем самым, концепция западного пленения становилась как бы естественной составляющей религиозно-философского (а позже – и богословского) дискурса.

Сопоставление основных тенденций в развитии церковного и светского литературного языка и соотвествующих систем образования заставляет видеть исток формирования концепции западного пленения в растущей взаимной отчужденности двух субкультур, определившей и самоопределение русской светской религиозной мысли именно как мысли философской, что прежде всего в контексте первой пол. XIX в. означало: «не богословская в академическом смысле слова». Тем самым оказался предопределен и синкретический характер этой мысли: самоопределяясь как не-богословская, она не могла не ставить перед собой богословских задач.

Таким образом можно говорить о наличии неясных для самих авторов рассматриваемой концепции исторических предрасположенностей и заинтересованностей, повлиявших на направленность и избирательность их подхода.

Следует признать, что концепция западного пленения, в свое время сыграла значительную роль в становлении самосознания отечественной богословской традиции. Однако в настоящее время она в значительной степени исчерпала свой эвристический потенциал и зачастую может служить прикрытием и оправданием романтически-инфантильного бегства от рациональности и связанных с ее использованием в религиозной сфере фундаментальных экзистенциальных проблем.





'







osd.ru




Instagram