Философская антропология до и после «смерти человека» | LOSEV-LIBRARY.RU

Семинар «Русская философия»

Философская антропология до и после «смерти человека»

Дорофеев Даниил Юрьевич,
Доктор философских наук, профессор (СПбГУ).
Президент Российского Общества Макса Шелера.
Сферой исследований является разработка перспектив развития современной философской антропологии, включая исследования по философии личности и личностного способа существования, спонтанности и суверенности как философско-антропологических категорий, антропологии коммуникаций и др.

Философская антропология до и после «смерти человека» (выступление включает презентацию книги Дорофеева Д.Ю. «Под знаком философской антропологии. Спонтанность и суверенность в современной философии». Москва\Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2012. С.460).

Стратегической целью выступления является предельная актуализация и проблематизация перспектив развития современной философской антропологии, а через нее – и всей философии на основе критического рассмотрения появившихся в последнее время подходов. Для этого докладчик, сторонник продуктивности и фундаментальности философско-антропологической линии в философии, постарается не затушевывать, а откровенно вскрыть ее апории, проблемные места и внимательно отнестись к ее противникам.

Лакмусовой бумажкой и точкой отсчета для такого подхода будет являться концепция «смерти человека», быстро получившая распространение и признание в европейском интеллектуальном пространстве и признающая de facto конец философской антропологии как фундаментального философского проекта. Но докладчик идет еще дальше, задаваясь вопросом, а состоялось ли в действительности в XX веке рождение этого проекта как философски полноценного и в достаточной мере разработанного. Отвечая на этот вопрос, в первой части своего выступления докладчик кратко рассмотрит особенности, проблемы развития и самоопределения, ключевые принципы философской антропологии в контексте специфики западноевропейской и отечественной философии и с особым акцентом на ее проблематичное положение в ХХ веке. Ведь, с одной стороны, философская антропология утвердила себя среди ведущих направлений современной философии на волне настоящего «антропологического бума», охватившего целый ряд гуманитарных дисциплин, а с другой, так и не смогла по-настоящему реализовать свой потенциал, зачастую ограничившись лишь декламациями и исследованиями эволюции идеи человека в культуре, истории и философских учениях. Отдельно будет проанализирована тема значения Макса Шелера, признающегося во всех учебниках одним из основателей современной философской антропологии, в этом процессе и его взаимоотношений – как персональных, так и содержательных – с русской философии (это будет сделано в том числе и на основе деятельности Дорофеева Д.Ю. как Президента Российского общества Макса Шелера и руководителя сайта «Макс Шелер и Россия»).

Другой важный вопрос, который предполагается обсудить во второй части выступления, состоит в том, чтобы критически обсудить основные положения концепции «смерти человека», прежде всего в той ее версии, которую представил Мишель Фуко, раскрыв как их потенциал, так и недостаточность. Эта теория, являющаяся логичным выводом из установок структурализма в области гуманитарных наук, радикально поставила вопрос не только об обоснованности фундаментальных претензий философской антропологии как новой prima philosophia (что было заявлено еще Максом Шелером), но и о самой возможности ее существования. Поэтому особенно значимым для докладчика здесь является признание важности и продуктивности продуктивных открытий французской философии второй половины ХХ века (в первую очередь структурализма), особенно в отношении языка, которые невозможно игнорировать, но которые могут быть оценены не только как антиантропологические. И возможность их интегрирования в философско-антропологическую установку, действенного совмещения с ней показывает Поль Рикер, во многом самый серьезный философский оппонент Мишелю Фуко. С учетом de facto большой значительности и влиятельности концепта «смерти человека» в философии последних десятилетий представляется особенно актуальным не слепо следовать его изначальным посылкам, а подвергнуть их критическому анализу с учетом продуктивных возможностей, новых смысловых и содержательных горизонтах развития философской антропологии в XXI веке.

В этой связи заключительная часть выступления будет посвящена тому, насколько возможно развитие – или даже только рождение – философской антропологии после «смерти человека», т.е. насколько философская антропология сможет быть не «архивной дисциплиной» (М. Блок), а по настоящему продуктивной и актуальной, открывающей для современной философии новые горизонты. Содержательным фундаментом здесь будут выступать те принципы, которые докладчик осуществляет в своих исследованиях последних лет и которые воплощены в его последней, недавно вышедшей книге «Под знаком философской антропологии. Спонтанность и суверенность в классической и современной философии» (Москва\Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2012, 460 с.). Дорофеев Д.Ю. постарается в сжатой и обобщенной форме представить свое оригинальное понимание философско-антропологической проблематики, основанной на рассмотрении человека как суверенной конечной личности, спонтанно полагающей себя в установке открытости Другому, способ бытия которой ориентирован на инаковость, неоднородность (гетерогенность) и множественность. Особое внимание будет посвящено этапам становления и раскрытию фундаментального философско-антропологического значения понятий спонтанности и суверенности, на сегодняшний день остающихся явно недооцененными или односторонне понимаемыми в соответствии с застывшими и устаревшими схемами.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках развития проекта №12-33-01025 а1 «Современные коммуникации как способ трансформации человека и гуманитарного знания».







'







osd.ru




Instagram