«Зеленая лампа Арбата» | LOSEV-LIBRARY.RU

Бюллетень. Номер двенадцатый. Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

В.Б. Кудрин. Совместные вечера с клубом «Зеленая лампа Арбата»: февраль — май 2010 г.

18 февраля 2010 г. «Дом А.Ф. Лосева» принимал Зою Валерьевну Золотницкую — заведующую сектором научно-консультационного отдела истории архитектуры России ГНИМА имени А.В. Щусева. Тема лекции — «Московский классицизм второй половины XVIII века». Временные рамки темы — так называемый «строгий классицизм», охватывающий период с 1760 по 1830-е годы. Лекция сопровождалась непрерывным показом диапозитивов, воспроизводящих облик осуществленных и неосуществленных сооружений, спроектированных двумя наиболее выдающимися архитекторами этого времени, — В.И. Баженовым (Дом Пашкова, Царицынский дворец, проект Кремлевского дворца) и его учеником М.Ф. Казаковым (Церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе, Университет на Моховой, Благородное собрание, дом Козицких, Петровский путевой дворец).

18 марта состоялось заседание, посвященное 100-летию со дня рождения известного фотожурналиста Александра Васильевича Устинова (1909—1995), которого по праву называют «летописцем войны и мира». Перед собравшимися выступила дочь фотолетописца Нинель Александровна Устинова. Рассказав о жизненном пути отца, Нинель Александровна продемонстрировала слайды, отобранные из лучших фотографий Александра Васильевича.

Уроженец одного из арбатских предместий (1-го Смоленского переулка), А.В. Устинов в 1917 г. поступил в гимназию Мартынова, преобразованную затем в школу-семилетку. По ее окончании в 1926 г. — работает осветителем на фабрике документальных и хроникальных фильмов. В 1930 г. — поступает на операторский факультет Института кинематографии (окончил 4 курса), сотрудничает с газетами «Гудок», «Машиностроение», «Красная звезда», «Иллюстрированная газета», журналом «Огонек». В 1938 г. Александр Васильевич снимает свой знаменитый фоторепортаж о подготовке перелета из Москвы на Дальний Восток самолета «Родина». С 1939 г. он — фоторепортер газеты «Красная звезда». В 1941—1945 гг. — военный фотокорреспондент газеты «Правда», корреспондентом которой он остается вплоть до своей кончины в 1996 г. С 1950-х годов Александр Васильевич — официальный фотограф Кремля. Без него не обходится ни одно торжественное заседание, ни одно вручение орденов и почетных грамот. В 1966 г. в Доме журналистов состоялась его персональная выставка «25 лет в “Правде”». Воспоминания Александра Васильевича «С “Лейкой” и блокнотом» завершаются словами: «Самое трудное в жизни — не работать. Никогда не чурался даже черной и самой малой работы».

По завершении рассказа Н.А. Устиновой был показан замечательный фильм Федора Деревянского «Забытый дневник», в котором чтение военного дневника А.В. Устинова происходит на фоне его фотографий, и у зрителей возникает впечатление реального присутствия на поле боя. Общий стаж работы фотокорреспондента превышает 60 лет, и почти каждый день в «Правде» появлялись его новые репортажи.

15 апреля гостем «Зеленой лампы» был кинорежиссер (автор 24 фильмов), сценарист, президент Фонда защиты гласности Алексей Кириллович Симонов. Выразив восторг по поводу множества мероприятий, проводимых «Зеленой лампой», гость рассказал о двух линиях своих предков — материнской линии Ласкиных и отцовской — князей Оболенских, а также о своем военном детстве и становлении в качестве режиссера. «Профессия режиссера, — считает Алексей Кириллович, — заключается в том, чтобы находить выход из безвыходного положения». Собравшиеся узнали много новых эпизодов из жизни и творчества отца гостя — поэта Константина Симонова, а также о дальнейшей судьбе его произведений. Например, о стихотворении «Жди меня, и я вернусь». Этот текст широко известен, но только одно из 25 музыкальных произведений на эти слова было удачным: переведенное еще в 1943 г. на иврит Авраамом Шлёнским, оно в том же году было положено на музыку бойцом еврейской бригады, воевавшей в годы Второй мировой войны в составе британской армии Шломо Дрори (не профессиональным композитором!) и стало гимном этой бригады. До сих пор это произведение остается наиболее популярной песней израильской армии. По словам Алексея Кирилловича, это объясняется молитвенным духом самого языка, удивительно совпавшим с духом стихотворения, по существу являющегося молитвой.

Затем разговор коснулся истории создания в 1991 г. Фонда защиты гласности, символом которой Алексей Кириллович избрал черепаху. (По определению Алексея Кирилловича, «гласность — это черепаха, ползущая к свободе слова»). С этим связано его двенадцатилетнее увлечение — собирание коллекции черепах самых различных форм, из всевозможных материалов. В коллекции находится уже более 3000 черепах, ни одна из которых не повторяет другую. В заключение вечера был показан пятнадцатиминутный документальный фильм об этой коллекции, сопровождаемый комментариями Алексея Кирилловича.

20 мая состоялось заключительное заседание клуба в одиннадцатом сезоне. Пушкинист, зам. директора по научной работе Государственного музея А.С. Пушкина, доктор филологических наук, академик РАО Наталья Ивановна Михайлова рассказала о современном состоянии исследования жизни и творчества А.С. Пушкина. По словам Натальи Ивановны, «пушкинистика давно перестала быть занятием узкого слоя специалистов и стала важной частью всей нашей культуры». Казалось бы, о Пушкине известно уже буквально всё. Но, придя в Музей еще в 1960-е годы и непрерывно работая в нем уже более полувека, Наталья Ивановна не устает узнавать о Пушкине всё новое и новое. Известнейшие произведения поэта, помещенные в контекст эпохи, обогащенные аллюзиями, ранее не открытыми и не прослеженными, зазвучали совершенно по-новому.

К содержанию Бюллетеня

Культурная и научная жизнь «Дома А.Ф. Лосева»

Вы можете скачать Двенадцатый выпуск Бюллетеня /ЗДЕСЬ/







'







osd.ru




Instagram